Михаил Иванович Семевский – архивариус русской истории

Он много и честно потрудился в разных областях деятельности. Но главным его детищем стали 267 книг (73 тома) исторического журнала «Русская Старина», этого живого, говорящего и поучающего архива, без ссылок на который долго не обходился ни один труд по истории России 18-19 веков.
Семевский являлся непревзойдённым популяризатором российской истории, которая была для него цельной и гармоничной картиной прошлого, вернейшим руководителем будущего.
«Я ношу эполеты»
Великолукский уезд Псковщины в первой половине 19 века был подлинным гнездом образованных служилых дворян, к числу которых принадлежал и надворный советник Иван Егорович Семевский, отец будущего историка и редактора «Русской Старины». Матерью его стала дочь минского помещика, полька Камилла Матвеевна Богуцкая.
Поженившихся в 1830 году супругов соединяла всю жизнь искренняя привязанность, их семейство росло с каждым годом. Всего народилось 10 детей, из которых семеро достигли старшего возраста.
Небольшое имение приносило скудный доход, и хозяину приходилось искать подспорья в службе, в том числе – в Полоцком кадетском корпусе. Служба при военно-учебном заведении позволила Ивану Егоровичу воспитывать сыновей за казённый счёт. Все они, включая второго сына Михаила, были помещены в этот корпус.
Перед занятиями в кадетском корпусе юноша прошёл подготовку у домашнего учителя И.И.Малевича, ставшего позднее наставником Софьи Ковалевской (урождённой Корвин-Круковской), впоследствии профессора математики в Стокгольме.
Будущий историк и журналист ещё в юности проявлял большие способности, энергию, особое умение привлекать своих сверстников к тем играм или занятиям, которые поглощали его самого.
Он увлекался чтением исторических романов, особенно Вальтера Скотта, французских писателей. Чтение не мешало ему идти в ряду первых учеников корпуса с 1847 года.
В 1852 году Семевский унтер-офицером с наградой оставил Полоцк. Прибыл в Петербургв учебный Дворянский полк. Военные лагеря, царские смотры пронеслись быстро. В июне 1855 года М.И.Семевский надел мундир и поздравил своего отца «с новым прапорщиком лейб-гвардии Павловского полка». Он шутил в письме: «Первый день я ношу эполеты ; голова так и вертится; смотришь то на тот эполет, то на другой, а звёздочка серебряная – одна в золотом поле, но блестит очаровательно …».

Смена поприща
Осенью 1855 года Павловский полк на полтора года был откомандирован в Москву. И здесь прапорщик не оставил умственных занятий: посещал лекции в университете, стал вхож в дома многих профессоров и крупных литераторов, например, драматурга А.Н.Островского. Михаил Иванович тогда самокритично признавался: «Изнемогаю под гнётом тяжелой, несносно давящей на меня мысли, что судьба даровала мне один талант – кропотливо, усидчиво и бесплодно трудиться … Хочу сказать что-то новое, доселе никем не сказанное, погрязаю в прочитанных статьях, обозрениях, опытах, и голова трещит от напора мыслей».
Военная служба, не соответствовавшая природным наклонностям Семевского, начала тяготить его. И он стал подумывать о более подходящей работе.
Зимой 1856-1857 годов давал уроки в частных домах, а затем стал репетитором кадетского корпуса в Петербурге, оставаясь пока ещё офицером. Появились в печати его первые статьи с лестными отзывами критиков. И в конце 1861 года Семевский покинул военное поприще в чине подпоручика. Накануне этого он был приглашен известным педагогом К.Д.Ушинским работать инспектором классов Смольного института. Читал в нём лекции девушкам, увлекая их русской историей.
Командировка в школы Псковщины
В 1863 году 26-летний лектор получил задание от министерства народного просвещения обозреть школы Псковского уезда и губернии. Результатом его поездки по Псковской губернии стал отчет под заглавием «Грамотность в деревнях военно-обязанных и государственных крестьян Псковской губернии в 1863 году». Это были две книги со статистическими таблицами и картой, дополненные брошюрой «Учебные заведения в городе Пскове».
Из Пскова Семевский отправляет Ушинскому, изучавшему положение школ за границей, несколько писем. Тот в ответ пишет из Гейдельберга в 1864 году: «Один из трудов ваших, «О школах в Псковской губернии», я прочёл с интересом … Я подумал: как мало мы знаем нашу исполинскую Русь; как полезно было бы появление подобных описаний; как мало у нас людей, способных для этого».
Хотя школы Псковщины были не из худших в империи, Семевский в отчёте настаивал на самых широких преобразованиях в школьном деле. Словно предугадывая это, Ушинский предостерегал: «Что-то вы набираете там, во Пскове? Я думаю, много интересного; но будьте осторожны в суждении о наших школах и наших бедных учителях: принимайте в расчёт и их положение, и их образование, и обстоятельства». Школы тогда держались в основном на мелких пожертвованиях частных лиц.
Со своими изысканиями по псковским школам М.И.Семевский знакомит и пребывавшего за рубежом педагога-инспектора Л.Н.Модзалевского. Тот отвечал Михаилу Ивановичу из Иены: «Вы среди народа, в родной среде, тогда как мне недостаёт именно последнего … Если бы нашему народу да здешние школы, это был бы величайший народ в мире!.. Мне кажется, что у нас мало уважают народ, а потому так легкомысленно берутся за служение ему и прежде всего преследуют свои узенькие стремления».
В 1864 году замеченный властями с лучшей стороны Семевский приглашается на службу в Государственную Канцелярию сперва по отделению экономики, а затем – по сельскому хозяйству. В 1877 году он был уже произведён в статские советники. Но пять лет спустя уволен по причине упразднения комитета с производством в тайные советники и назначением пенсии.
Как смотреть на свет Божий?
С 1870 года М.И.Семевский стал издавать исторический журнал «Русская Старина» (начальный капитал предоставил родственник). В нём в живой, увлекательной форме читатели знакомились с фактами прошлой жизни русского общества, с биографиями замечательных людей, мемуарами, архивами.

Но велики были препятствия при издании журнала, и каждый том его уносил частичку здоровья редактора. И он умер в 1892 году 55-летним, не дожив три года до 25-летия своего детища.
Добавим, что немало времени историк и журналист уделял общественной работе. В родных Великих Луках он был попечителем реального училища, избирался мировым судьёй. С 1877 года он состоял гласным петербургской городской Думы, сотрудничая в комиссиях. Немало времени употреблял на заседания и издание трудов различных учёных обществ.

Михаил Иванович Семевский был человеком-печальником о нуждах и недугах ближнего. Он усыновил девочку-сироту, когда умерла одна из двух его дочерей. Актёр П.А.Каратыгин так благодарил Семевского за чуткость в связи с болезнью жены: «Вы редкий человек, особенно в наше чёрствое, эгоистическое время. Люблю и уважаю вас столь же искренно, сколько благодарю за доброе, родственное участие… Люди, подобные вам, если не мирят с жизнью, то заставляют миролюбивее смотреть на свет Божий».
Геннадий Егоров, газета «Печорская правда» Псковской области
от 26 декабря 2003 года.
Сетевая версия – автора от июня 2012 года
от 26 декабря 2003 года.
Сетевая версия – автора от июня 2012 года