g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Епископ Псковский и Нарвский Симон Тодорский

СИМОН ТОДОРСКИЙ – УЧЁНЫЙ БОГОСЛОВ
С ЕВРОПЕЙСКОЙ ИЗВЕСТНОСТЬЮ


        Став в 1741 году императрицей, дочь Петра Великого вызвала из-за рубежа в северную столицу своего племянника Карла Ульриха. Цесаревичу был нужен наставник для занятий русским языком, законом Божьим. Этим воспитателем будущего царя Петра Третьего, как и прибывшей в Россию принцессы Софьи Фредерики Августы (впоследствии императрицы Екатерины Второй), стал Симон Тодорский, будущий архиепископ Псковский и Нарвский.

С благословения Феофана Прокоповича
       Родился Симеон Федорович (его мирское имя) в 1701 году на Украине в Полтавской губернии. Мальчик не стал удалым казаком, как его рано скончавшийся отец. Восемнадцатилетним юношей Симеон поступил в Киевскую духовную академию. Накануне академию возглавил один из видных деятелей петровского времени Феофан Прокопович ( в 1718 – 1725 годах – Псковский епископ и архиепископ).
         При Прокоповиче студентам давались всесторонние знания по богословию, философии, поэтике, риторике. В 1727 году сын казака продолжил занятия в гимназии Академии наук в Петербурге, изучая немецкий язык. После этого ради постижения наук отправился в Германию, следуя и в этом своему учителю Прокоповичу, немало поколесившему по Европе.
     Город Галле, где остановился Тодорский, слыл центром германского благочестия. Здесь настраивали учеников на божественные эмоциональные переживания, отвергая церковную догматику и внешнюю обрядность. В Галльском университете Симон изучал метафизику и догматику, в совершенстве овладел классическими и восточными языками.
        В Галле его любимым делом стали переводы, часть которых сделана по указанию Ф.Прокоповича. По просьбе последнего императрица Анна Иоанновна выделила на издание переведённых книг 600 рублей. Среди них «Четыре книги о истинном христианстве», «Наставления к священному писанию» И.Арндта, «Начало христианского учения» А.Франка и другие. При Елизавете Петровне по неизвестной причине (возможно, из-за неодобрения Синодом) эти книги были в России запрещены.

Автограф Симона Тодорского
     В 1735 году Тодорский из Галле направился в иезуитские монастыри и школы Германии, побывал в сербских и украинских монастырях, в Польше, Венгрии, на Балканах. Он слушал лекции по древнееврейскому, сирийскому, вавилонскому и другим языкам. Так что, вернувшись в Россию, к 40 годам стал отлично образованным человеком.
       Стойкость характера и крепкую волю он воспитывал в себе с детства. Чертами его натуры были скромность, доброжелательность, сочувствие людскому горю.
Восхваляя добродетель
       В 1738 году, после девяти лет странствий, Симон Тодорский вернулся в Киев, где его хорошо принял богослов Рафаил Заборовский, который после Прокоповича 6 лет занимал церковную кафедру в Пскове. По инициативе Заборовского в Киеве впервые в Российской империи стали преподавать древнееврейский язык. Симон Тодорский и был определён профессором этого класса филологии в Киевскую духовную академию.
        Его лекции, по свидетельству современников, отличались «ясностью и раздельностью изложения, сжатостью в формулировке правил и обилием образов на склонения и спряжения». Один из учеников писал: «При содействии твоей любви я упражнялся в красоте добродетели и учился у тебя нравственному совершенству».
       Постригшись в 40-летнем возрасте в монахи, Симон Тодорский выступал с проповедями в Киево-Братском монастыре, вёл службу в городских церквях Киева. Он приобрёл особенное уважение в народе как толкователь священного писания. Вскоре, как мы упоминали, киевский богослов стал законоучителем и проповедником императорской фамилии.
    В августе 1745 года, когда наследник престола вступил в брак с Екатериной Алексеевной, их духовный учитель выступил с торжественной проповедью. Она была напечатана в Москве в том же году, как и его «Слова» по поводу других событий из жизни царствующих особ. Они принесли ему славу, так как в его поучениях осуждались неправда и корысть, восхвалялись добродетель и гуманность.
«В пользу и украшение Отечества»
       Став в 1743 году членом Священного Синода, Тодорский в том же году назначается архимандритом Ипатьевского монастыря в Костроме, а двумя годами позже – епископом Псковским и Нарвским. При этом не прерывает занятий наукой.
        В Пскове им была собрана богатейшая библиотека редких книг и рукописей (до 800 томов) на разных языках. Среди авторов книг были Иосиф Флавий, Сенека, Лейбниц, Гораций, Эразм Роттердамский. Его библиотека была завещана Псковскому архиерейскому дому, откуда в 1817 году передана в Псковскую семинарию.
       С 1750 года, будучи нездоровым, архиепископ С.Тодорский безвыездно жил на берегах Великой. Скончался в ночь с 21 на 22 февраля 1754 года и погребён в Свято-Троицком соборе Пскова. На его надгробной плите можно прочесть, что словом и делом он служил «в пользу и украшение Отечества». «Кроток и по Апостолу преподобен, незлобив, трезвен, честен, … любовию к премудрости горяще» - читаем в эпитафии.
        Вспомним и мы сегодня этого церковного иерарха, мужа благородного, просвещённого и добродетельного. Благодаря ему наши предки-псковичи тянулись к культуре, образованию и духовному совершенствованию.
Геннадий Егоров, газета «Панорама» (Псков) №26 (211), июль 2002 года.
Сетевая версия – автора от августа 2012 года.
Иллюстрации – из Интернет-сайтов
Subscribe

  • В Пскове 150 лет назад было много поляков

    ПОЛЯКИ В ПСКОВЕ И В НАШЕМ СЕМЕЙСТВЕ Римско-католическая церковь (костёл) Пресвятой Троицы на левом берегу реки ПсковЫ. Псков, 2017 год (из…

  • Памятный дом в родном Пскове

    РАБОТАЛ ДВАЖДЫ В ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СТЕНАХ Здание на улице Конной, дом 2 в Пскове (из ИТ) … Печальный, снова пламенею Воспоминаньем…

  • Осень в Пскове (фото)

    ФОТО ИЗ ФЕЙСБУКА С ЛЕНТЫ Светланы Гавриловой На реке Великой, октябрь 2017 года 6 фото под КАТОМ: плюс три фото…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments