g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Category:

Гоголь любил Россию, но странною любовью


Н.В.ГОГОЛЬ: «БУДЬТЕ НЕ МЁРТВЫЕ, ЖИВЫЕ ДУШИ»

     Вся жизнь «украинского соловья» Николая Васильевича Гоголя была загадкой. Свою книгу писатель И.И.Гарин так и назвал «Загадочный Гоголь». Один раздел в ней посвящён любви Гоголя к России.
     В сознании гения русской литературы Россия – «град новый, спускающийся с неба на землю», в подсознании – «хари и рожи», Чичиковы да Хлестаковы. Для него это любовь – страдание, любовь – боль души, любовь – отчаяние и любовь – тоска.
     Родину только так и можно любить, как её любил духовидец Гоголь, как Христос – падшего человека.


         В 1831-1836 годах начинается литературный подъём несостоявшегося как чиновника Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики» и другие произведения с глубоким психологическим анализом.
       После постановки «Ревизора» с гротескным отсветом Гоголь бежит за границу, чтобы «развлечься». На самом деле Европа была нужна ему, чтобы реализовать его «львиную силу».
      Одна из странностей: о России гению лучше писалось вдали от России. Художественный мир Гоголя-писателя и неординарного человека фантастичен. Главное его качество как художника – зоркость. Самое незначительное становилось у него вселенским.
      Мечтатель изображал действительность в мыслях и обожал её такой, какую сам выдумал. Он признавался: «Когда я пишу, очи мои раскрываются неестественною ясностью… Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу на что я призван, то умру».
       Почувствовав в конце 1840-х годов ослабление сил, «малодушие», поникший писатель так и сделал. Он перестал двигаться и питаться, скончавшись в 42 года без какой-либо видимой болезни. «В самом умерщвлении Гоголя совершилось «великое самопожертвование» за всех нас – за русское общество, за русскую церковь», - писал Д.С. Мережковский.
      Россия для закомплексованного Гоголя – «родной омут», большой «лазарет», где «весёлое мигом обратится в печальное».
        Отношение к России во многом проявляется у него через его отношение к Петербургу, который Гоголь ненавидел. Несомненный носитель «русской идеи» сознательно пел: «О Русь, птица-тройка… Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».
      Имевший от роду украинские (а может быть, и польские) корни Гоголь в душе был типичным руссистом. Но для него земной рай был не впереди, а позади. Его ненависть к северной столице – это желание восстановить на Руси её исконно патриархальный быт, преданья старины глубокой.
     Беда России, считал писатель, только в «прогрессе», западничестве, урбанизации. Гоголь считал европейские пути заказанными для России.
     Немцы для него были неизменно педантами, «снимающими плеву со всякой дряни». Французы – неженками, не выдерживающими русских ухабов и слишком влюблёнными в русский кошелёк.
        Досталось и американцам: «А что такое Соединённые Штаты? Мертвечина. Человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит». У европейцев не тот образ жизни, не та одежда, не та стрижка, «везде намёки на мысли и нет самих мыслей».
      Гоголя, видно, не на шутку напугали европейские революции. Считая резкую смену власти разрушительной силой, Гоголь относился к революции как к бесовству и дьявольщине. Он писал в 1846 году: «Вот думают, как из мужиков сделать немецких фермеров. А к чему это?.. Можно ли разделить мужика с землёю?». И при этом сделал резкий выпад против демократа А.И.Герцена.
      В своей любви к народу, к России гений противоречив. У этого «двуликого Януса», с одной стороны, поток лести в адрес «народного величия», а с другой – барственное отношение к черни.
      Поэт Андрей Белый писал: «Любит Гоголь Россию  странной любовью: она для него, как для колдуна дочь его, Катерина; над ней колдует Гоголь: «Что глядишь ты, так?.. Неестественной властью осветились мои очи».
      Для художника любимая, бескрайняя Россия – заколдованное место. «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе».
      Гоголевская Русь-тройка летит ниоткуда в никуда, из одной неизвестности в другую, из безмыслия в безумие. Титану важен лишь этот полёт со свистом ветра, а не его цель.


     Гоголь и сам – символ России. В 1852 году в Москве пришёл трагичный конец: «великого лицедея», писавшего стоя и спавшего сидя, положили в гроб.
     По одной из версий, он в гробу перевернулся. Он предчувствовал великие судьбы, ожидающие страну. И наказывал нам: «Будьте не мёртвые, живые души».
    
Подготовил Геннадий Егоров, газета «Печорская правда»
 Псковской области от 9 апреля 2004 года.
Сетевая версия – его же от августа 2012 года. Иллюстрации – из Интернет-сайтов
Tags: Погружение в старину
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments