ПИСАТЕЛЬ И ПОЭТ К.К.СЛУЧЕВСКИЙ В ПСКОВЕ
В 9 часов утра 27 июня из окон поезда стали заметны очертания древнего Пскова.
С вокзала путь лежал прямо в Троицкий собор, в центр города. День прибытия в Псков совпадал с годовщиной полтавского боя и днём открытия памятника императору Александру Второму. Поэтому, как заметил автор книги, «исторические воспоминания теснились с такой настойчивостью и последовательностью».
Случевский напоминает, что князь Игорь взял себе жену Ольгу от Плескова, что в двенадцати вёрстах отсюда село Выбуты – родина Ольги. «Близёхонько оттуда есть место, называемое Буденик, а по преданию, в селе Будятине родился внук её, святой Владимир», - добавляет писатель.
Он вспоминает историю взаимоотношений Пскова и Новгорода с 13 века, времён Довмонта-Тимофея, битвы с Баторием в 1581 году, подчёркивая военные черты в облике Пскова: «Подобной воинственности обличья Новгород не имел никогда, как не имел он рыцарского духа псковитян. Не слились с историей Новгорода на веки вечные светлая память геройских защитников Русской земли от чужеземцев в роде мудрого князя Довмонта или такого земного архистратига, как святой благоверный Александр Невский».Иначе, чем Новгород, Псков лишился своей вольности в 1510 году. Тогдашние летописи, оценивавшие единение с Москвой недружелюбно, гласят о том, что у московских судей правда улетела на небо и одна кривда осталась на суде. Но псковичи не получали часто помощи у новгородцев, тогда как Москва, наоборот, никогда не «оставляла Пскова в обиде и верно держала за своих» и не допускала того, чтобы русское «сердце урвалось от корени».
Автор книги продолжает: «Блестящее положение Пскова в его хорошие дни было так исключительно, что дальнейшие судьбы его могли быть не чем иным, как долгим постоянным падением».
Вместе с тем в другом месте той же книги К.К.Случевский отмечает: «Все древнейшие поселения древнейшей Руси – колыбель государства нашего – ютились когда-то в неприглядной местности вдоль трёх озёр: Чудского, Ильмени и Белоозера. Только Псков и Новгород достигли выдающегося исторического значения, прочие города, городки и городища возникали и нередко исчезали, как сны… Все они кровью запечатлели свою службу, и когда, наконец настало время, отошли, вошли в тень, даже исчезли. Сказались другие центры, другие цели, другие задачи государственного бытия».
Автором подробно описываются Троицкий собор, Спасо-Мирожский монастырь, Поганкины палаты, другие достопримечательности Пскова.
Открытый памятник Александру Второму изображал покойного императора стоящим в порфире на четырёхгранном пьедестале серого мрамора, по углам которого расположены орлы и повешена цепь. «Он обошелся псковскому купечеству около 15000 рублей, сделан художником Опекушиным и воссоздаёт облик государя хорошо. Множество венков лежало на пьедестале и подле него, из них многие были серебряные», - добавляет путник.
Немало поучительного гости увидели на выставке местных произведений и кустарной промышленности Псковского уезда. Лён, холсты, личники (длинные полотенца с вышитыми концами), салфетки, скатерти и очень хорошие шерстяные ткани (одеяла и платки) занимали видные места.
Много виднелось земледельческих орудий, машин, моделей. Представлена модель водяной мельницы, сделанная находившимся тут же 14-летним крестьянином Рушевым.
Первенствовал на выставке, конечно, лён. Случевский подчеркнул, что Россия производила тогда в год до 15 миллионов пудов льна, и из этого числа одну треть – Псковская губерния. Кроме льна привлекали внимание предметы исконного промысла Псковского озера – ловли снетков: сети, «лодка-мутница», печи для сушки снетков, сани-водовики для перевозки неводов зимой.
На другой день на пароходе «Дорпат» гости отправились через Псковское и Чудское озера в Гдов и Юрьев (Дерпт, Тарту).
Иллюстрации - из Интернет-сайтов
Геннадий Егоров, газета «Новости Пскова» от 4 сентября 1997 года.
Сетевая версия – автора от июня 2012 года
Сетевая версия – автора от июня 2012 года