g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Category:

Немного о характере китайцев

ПОД  КРУГЛЫМ  НЕБОМ.  ГОД  2009 – й

Часть 12

nbsp;     "Сила традиций в том, что они - это история, а человек - существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания".

nbsp;  Современный китайский философ Ли Цзехоу 

Мао карикат

nbsp;           Строго говоря, в литературных источниках  нет психологической характеристики китайского вождя Мао Цзедуна, а есть по обыкновению его лишь политические портреты. Тем не менее считается, что о Мао все знают всё. Даже в маленькой Эстонии. Когда я о самом знаменитом китайце спросил свою племянницу Регину, жительницу города Тарту, она ответила так: «С Китаем первым делом ассоциируется цвет красный и люди ПОКОРНЫЕ. Нужно написать про ХАРАКТЕР китайца и его мировоззрение. Фарида за короткое время там может увидеть только МАСКИ людей».

nbsp;      А моя корреспондентка, учительница-пенсионерка  Кира И-вна из города Печоры, что на границе с Эстонией, написала, что представляет китайцев хитроватыми и коварными. Вот точная цитата из её письма ко мне: « Я знаю, что Вы теперь «китаец», но хочу сказать: этот народ очень хитрый, вероломный и неблагодарный. Это моё личное мнение».

президиум конфер

nbsp;        Как я подумал, у россиян и  жителей соседних стран понятия о рядовом китайце довольно расплывчатые или с предубеждениями. Соответственно направил запрос Фариде с предложением писать на  тему «Национальный характер китайца». И вот что получил от неё в ответ:

   Характер китайцев - и правда сложная тема, я сама совершенно не понимаю его, честно говоря. Во-первых, они все стараются очень хорошо учиться, понимая, что образование - это залог будущего (профессия учителя тут очень почитаема и даёт много социальных гарантий, хотя оплата тоже не очень высокая), в библиотеках нет свободных мест, в солнечные дни все парки усеяны студентами. С другой стороны, я не очень понимаю их интересов и увлечений; они очень любят западный стиль, но при этом приспособляют его под свой лад.. Иногда они мне кажутся людьми с какой-то другой планеты. В общем, мои понятия ещё очень смутные, так что пока вряд ли тема может быть осилена.. 

nbsp;     Это Фарида явно имела в виду молодежь, а не среднестатистического китайца…    

nbsp;  Итак, с одной стороны, есть спрос читателей на актуальную тему, а с другой – нет личных впечатлений у автора и соавтора . В таких случаях выручают книги и Интернет. И мы прибегли к их помощи, не раскрывая в подробностях источники. Будем их цитировать, слегка сокращая и литературно обрабатывая.. В качестве иллюстраций здесь приложены фотоснимки от Фариды и кадры из Всемирной Паутины.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии , национальной культуры и национального характера китайцев.

Устойчивость национального характера объясняется длительностью существования так называемой "деревенской" цивилизации. Многие черты национального характера определялись и сутью "рисовой цивилизации", требовавшей от людей сплоченности, взаимопомощи, трудолюбия. На протяжении всей истории Китая выполнение нравственных и этических норм и правил, утвержденных конфуцианской идеологией, являлось для жителей Поднебесной главным руководством их жизни.     Этический принцип традиционно в Китае был абсолютным критерием ценности. «Во всех действиях руководствуйся нравственностью», «Нет преступления большего, чем не иметь дао, нет вины более глубокой, чем не иметь дэ». За нарушение морали, пренебрежение к точно фиксированному церемониалу, малейшее отклонение от выработанных веками и завещанных предками старинных традиций применялись суровые наказания, нарушители преследовались и осуждались общественным мнением и властями.

китаянки за компом

nbsp;     Главной чертой национального характера китайца считают рационализм. Ключевым словом для китайца во все времена было слово "польза". Это объясняют тем, что в традиционных китайских учениях отсутствовало религиозное начало, в единении Человека и Природы не было мистического . Упомянутый  в эпиграфе части 12 Ли Цзэхоу пишет: "Китайцы более конкретны, более реально относятся к миру, к людям. Они не верят в бога, загробную жизнь. Они контролируют чувство мыслью". Отсюда сугубый прагматизм китайцев: они решают практические, конкретные проблемы.

лоточник в Китае

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Это качество воспитала и "рисовая цивилизация", и конфуцианская этика труда. Способность упорно трудиться очень помогает современным китайцам совершать экономический прыжок в будущее.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, которые большей частью были очень бедны на протяжении многих столетий. Отсюда проистекает бережливость, экономность.

Как негативные черты национального характера китайцев отмечается тяга к покою, нелюбовь к переменам ("Не приведись вам жить в эпоху перемен" - эти слова Конфуция широко цитируются) .

v parke Tiantan

Для китайской традиции характерно настойчивое и даже агрессивное утверждение скромности и бескорыстия в качестве едва ли не высших человеческих добродетелей. В этом заключается традиционная формула благонравного поведения: «Все доброе приписывать другим, все дурное брать на себя». «Покаянный вид» китайца, обусловленный идеологическими требованиями общества, можно отнести к одному из неотъемлемых  феноменов в содержании этнического самосознания китайцев.

Скромность, бескорыстие, «покаянный вид» китайца – это не то ли, что Регина здесь назвала ПОКОРНОСТЬЮ? Вопрос мы задаём  от себя. Но в целом из всего изложенного (картина с ХАРАКТЕРОМ приведена, конечно, неполная) мы видим, что китаец - трезвый, рассудительный, уравновешенный человек, мало склонный к темпераментным порывам и поискам неизведанных путей. Да и разве он хитрый и вероломный?

Что касается молодежи, то вот интересный итог опроса:

У современных молодых китайцев была выделена следующая иерархия наиболее важных  моральных ценностей: честность, патриотизм, почитание родителей, цельность, выполнение обещаний, вежливость, скромность, чувство благодарности. Эти данные  подтверждают приверженность молодежи традиционным китайским обычаям и порядкам.

ак, китайская молодежь считает наиболее важной «честность» как традиционную моральную установку, высоко ценимую в условиях, когда социальные контакты ограничиваются рамками семьи и соседства; менее ценимо «выполнение обещаний» – современная моральная установка, значимая в условиях рыночных отношений.

Многие ученые отмечают, что учение Конфуция будет сохранять свою духовную ценность. Оно пустило глубокие корни в китайском обществе: эти корни не смогли истребить ни проникновение в Китай западных идей, ни «культурная революция».... Оно выстояло и сегодня служит незаменимой опорой социального порядка и национального процветания .

две пары молодых

Наконец, вот характерное утверждение в Интернете одного нашего современника-европейца:

«У китайцев можно УЧИТЬСЯ ЖИТЬ. Они постигли какой-то неведомый европейцам смысл жизни. Чувствуют себя СЧАСТЛИВЫМИ благодаря самым простым и вечным радостям жизни…»

Сказано хорошо, однако!?  А если выразиться двумя словами, то КИТАЙЦЫ ВПЕЧАТЛЯЮТ!!!

Tags: Китай
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment