Дачные рассказы
БРИТТА ШЕЛЛЕР – НА МОЮ ГОЛОВУ
Вчера закончил самую трудную операцию по сбору ягод – два дня кропотливо дёргал ОБЛЕПИХУ! Держится она на ветвях крепко, а в зрелом виде лопается между пальцами. Потому облепиховый сок непрерывно течет по руке чуть ли не до локтя. Адская работа, после которой у меня болела … поясница: приходится при сборе этой ягоды постоянно изгибаться. Особенно стоя на подставке, когда кисловатая, но приятная на вкус ягода висит высоко. Да ещё нет-нет при работе облепиховый сок брызгает в глаза, так что без очков не обойтись. В итоге устал так, как будто два дня шуровал лопатой. Не случайно я в прошлом году затянул сбор до сентября, плоды совсем размякли и пришлось большой куст отдать на съедение воронам.
Сегодня решил для отдыха поразвлечься за ноутбуком (соскучился за 4 дня перерыва). И даже чуть подурачиться, написав рассказ… без всякого сюжета. Подумал: а вот напишу-ка о своих летних шапочках. Их у меня тоже, как и флажков на стенах квартиры в городе, скопилась целая коллекция. И носить их мне – не переносить!
Надо сказать, что в пору молодости, прежде всего студенческой (1950-е годы), эдаких летних кепочек и фуражек С КОЗЫРЬКАМИ мы не видели. Их просто не было! Ну шились там всякие несимпатичные панамки или пилотки. Впрочем, молодая густая шевелюра отвергала всякие головные уборы, особенно в жару, да и на ветру.
Однако десятилетием позже летние кепочки с козырьком появились. И вошли не столько в моду, сколько в повседневную практику. Загорать без них уже не мыслилось. Первую такую кепчонку я купил в Эстонии с надписью, что 1969 год – год столетия первого Песенного праздника Эстонии. И заносил я её до дыр.
По-видимому, фасоны подобных головных уборов пришли всё же с этого триклятого (в смысле - трижды проклятого) Запада. И теперь от каждой зарубежной командировки или отдыха молодой семьи Газизовых и другой родни мой шапочный гардероб пополняется. Да и сам я нахватал в Тарту этого дешевого добра в магазинах гуманитарной помощи от европейцев. При недавней инвентаризации насчитал в своём платяном шкафу тряпичных шапочек-фуражек 14 штук (не считая тюбетейки, беретов и турецкого тюрбана с кисточками) плюс 6 штук их скопилось на даче. В общем, «купаться» можно в этом изобилии…
Расцветок они разных, начиная с белого. С надписями и без оных. С эмблемами фирм-производителей или фирм-заказчиков. Зарубежные и отечественные (российские тоже имеют надписи на английском языке). Иные - с прибамбасами, как например, купленная мною за 12 крон в Тарту красная шапочка с козырьком, без эмблем, но с застёжкой-молнией на затылке. Меня в Карловых Варах в 2003 году один почтенный татарин, бывший министр финансов Татарской АССР, с которым вместе ходили пить пиво в бар, поддразнивал : «Ты что, как Иванушка-дурачок, в КРАСНОЙ фуражке ходишь?». Вообще-то это западное добро шло в Эстонии по 2-3-4 кроны, но на эту красную штуковину я не пожалел 12 крон: почему-то мне особо приглянулась. И ношу её до сих пор охотно…
Вот тут на даче у меня на случай холода и ненастья есть презент от Газизовых ИЗ КОЖИ с надписью TUNISIA – кепка из Туниса. От них же из Малайзии - хлопчатобумажный сувенир на голову с изображением орла LANGKAVI (так называется остров, на котором они дважды отдыхали). Светлую отличную кепку с надписью LONDON ENGLAND поднёс мне племянник Алексей, с 2000 по 2003 годы работавший в Лондоне в сфере обслуживания.
Джинсовую бейсболку, ещё новую (сейчас она изрядно потёрлась), с надписью LOS-ANGELES LAKERS (наименование баскетбольной команды?) я подобрал между трамвайными рельсами недалеко от остановки. А элегантную и совсем неношенную голубую фуражку (фирма ИССАН) кто-то забыл во дворе многоэтажного дома. Я повертел-повертел её в руках, да и сунул в свой пакет. Её почти не одеваю, хотя она красива (пусть обогащает коллекцию!).
На русском языке у меня, пожалуй, одна добротная фуражка – МЕГАСТРОЙ, это строительная фирма, которая за короткий срок соорудила в Казани торговый центр размером в четыре футбольных поля. Поднесла мне её здесь, в Ключищах, вместе с нарядной майкой наша верная подруга Нурания Юнусова. И явно отечественного происхождения красное изделие с двуглавым орлом и словом ROSVOOROUZHENIE (РОСВООРУЖЕНИЕ). Это головной убор стендиста с выставки военной техники. Как и темносиняя фуражка ULAN-UDE aviation Plant с авиационной выставки в Улан-Уде. Кстати, крупнейший в России авиазавод в Улан-Уде вчера посетил президент Медведев и поинтересовался, как делают тут истребители СУ, а также вертолеты, на которых летает и руководство страны.
Самая старая и пропитанная потом кепочка была куплена мною в Днепропетровске в 1977 году, когда я был командирован на Украину от Псковского ГПТИ Древстанкопром. Тогда шла подготовка к Всемирной Олимпиаде в Москве. Так что на светлобежевом и пожелтевшем от пота, неказисто сделанном товаре, сохраняемым мною для истории, тиснуты пять олимпийских колец и надпись OLIMPIC 80.
И совсем уже не одеваю я многократно использованную для прикрытия лысины при фотографировании аккуратную кепи серого цвета, купленную у эстонского кустаря. На ярмарке в городке ЭЛЬВА под Тарту в 1984 году. Когда я примерял её и приценивался, эстонец, не знавший русского языка, приговаривал, глядя на меня в этой фуражке: «Товарищ Устинофф…Товарищ Устинофф…» (член Политбюро ЦК КПСС Устинов тогда от руководства оборонной промышленностью СССР был отозван и назначен напрямую МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ).
А при чём тут Бритта Шеллер? - спросит нетерпеливый читатель. Отвечаю: на-днях мне передали желтую фуражечку, давненько купленную в Эстонии, которую я уж лет шесть назад подарил Фариде. Шапочка столько же времени валялась в дачном домике Газизовых в Ключищах. Она явно немецкого происхождения, потому что все надписи – на немецком языке. Изнутри по канту я обнаружил подпись фломастером BRITTA SCHELLER. На мгновение мне показалось, что этот убор Фарида брала с собой в Швейцарию в учебно-спортивный лагерь ЛЕ РОЗЕЙ в 2003-2005 годах. И девочка-немка расписалась Фариде на память.
Потом я вспомнил, что немок в интернациональной группе с участием Фариды не было, что и подтвердила сама внучка. По-видимому, симпатичную желтую шапочку «заклеймила» своим именем девушка, служившая когда-то в немецкой фирме Deutsche Verkehrs Wacht с допечаткой на козырьке TAUNUS SPARKASSE (Таунская сберкасса). А теперь эта кепчонка прочно обосновалась здесь, в Ключищах, на моей лысой и постоянно потеющей голове…
Интересно, однако, что сталось с этой девушкой из Таунской сберкассы? Наверное, она уже давно замужем, растит маленьких фрицев и гансов. И готовится сменить на посту канцлера Германии стареющую Ангелу Меркель?
село Ключищи на Волге, 25 августа 2009 года