БЫВШИЙ МОРЯК НЕ ЛЕЧИЛ ОПУХОЛЬ.
И УМЕР, КАК ДЕРЕВО, СТОЯ

Смертной силе, нас гнетущей,
Покоряйся и терпи!Спящий в гробе, мирно спи!
Жизнью пользуйся, живущий!
Фридрих Шиллер (1759 – 1805), немецкий поэт и философ
в переводе В.А.Жуковского
Когда мои родители в послевоенное время поселились в Пскове (1955 год), то принялись искать родственников. Война выбила или раскидала их далеко. Особенно не повезло матери: из пяти братьев ни один не вернулся с фронта. Крестьянская семья отца оказалась удачливой: из пятерых мужчин погиб лишь один.
Так что мать несказанно радовалась объявившемуся в Пскове двоюродному брату Якову Рыбакову. У него подрастала дочь Маргарита, 1933 года рождения, всю жизнь проработавшая медсестрой (ныне не здорова, но встречает 80-летие). И стройный, физически развитый сын Рудольф, мой ровесник, которому бы нынче исполнилось 77 лет.
Увы, капитан второго ранга в запасе Военно-Морских сил СССР, ровно 30 лет назад ушел из жизни. Как говорят и пишут в таком случае, после тяжелой и продолжительной болезни. Однако начнём сначала …
В 1954 году после средней школы Рудольф Рыбаков, увлекавшийся спортом, без раздумий поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. И на каникулы в Псков мы слетались с разных сторон: он – с берегов Невы, я – из города Горького, с берегов Волги.
Вот фотография студенческого времени в дни каникул в Пскове. Нам всего по 20 лет, но мы – серьёзны, готовясь к большой и содержательной жизни:

Однако мой троюродный брат был от природы жизнерадостным и улыбчивым человеком, что хорошо видно на второй фотографии. Здесь он с моей сестрой Зоей, студенткой Тартуского университета в ноябре 1958 года.

Как видим в том году наш родственник одел лейтенантские погоны. И началось его служение Родине на нелегком посту, а именно, на атомной подводной лодке. Став командиром одного из боевых отсеков грозного судна и получив установленную выслугу лет, Рудольф Яковлевич решил перейти на гражданку. Вот тут на Октябрьской демонстрации я сфотографировал его с женой Галей в ноябре 1976 года, кажется, офицером запаса:

Вот как сестра его Маргарита по моей просьбе описала последние дни брата:
«Летом 1983 года он как-то похудел и вообще плохо себя чувствовал. Ведь после демобилизации он всё время жаловался на боли в желудке. Несколько раз я говорила ему, чтобы проверился – всё время было некогда. Я договорилась насчет рентгена, где у него обнаружили опухоль желудка. Положили его в больницу. Взяли в операционную, разрезали и … - зашили: у него опухоль поразила весь желудок, печень и поджелудочную железу.
31 августа 1983 года была операция, а 22 октября умер. До последней минуты ходил и даже судил волейбольные соревнования. В 19 часов приехал с соревнования, я сделала укол, он повернулся на бок и в 19=30 перестал дышать».
Сестра в том же письме добавила: «В последние годы жизнь Рудика была неспокойной. Он был очень нервным, его просто было не узнать».
Случайный эпизод добавлю от себя. В том трагическом для Рыбаковых году я возвращался весной из Тарту в Казань поездом Москва-Таллинн. При 20-минутной остановке на станции Псков выскочил из вагона и успел купить в местном киоске стопку газет. По пути к Москве прочитал заметку в «Псковской правде» от 4 мая 1983 года.

«И снова, уже который год подряд, соревнования показали, что о дальнейшем развитии волейбола на Псковщине областной спорткомитет заботится мало.
… Волейбол – отличная, красивая, зрелищная игра и заслуживает самого доброго внимания, а у нас пока к нему отношение пренебрежительное. Может быть, поэтому с каждым годом всё реже и реже можно увидеть мяч над сеткой во дворах жилых массивов, на школьных спортплощадках, на туристских базах».
Вспомним через годы благодарным словом давнего ветерана флота СССР и псковского волейбола! У него вырос сын и есть две 25-летние внучки, которые никогда не видели живым деда-красавца.
Пусть прочтут о нём этот мой пост в Киберпространстве…