g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:
ПСКОВИЧИ - НЕПОКОРНАЯ ПАСТВА СВЯТОЙ СОФИИ

Со средних веков на Руси именно Москва была представительницей высшей духовной власти. И московская митрополия назначала в Великий Новгород архиепископа, единого как для этого города-республики, так и для его младшего брата Пскова. Но подобно тому, как новгородцы домогались у Москвы создания собственной митрополии, так и псковичи не раз ходатайствовали в Первопрестольную об отдельном архиепископе. Однако эти притязания псковичей не поддерживали ни московские великие князья, ни русские митрополиты. Например, в 1469 году митрополит писал в Псков из Москвы: «Дети мои, священники и миряне-псковичи, положите управление священническое на своего богомольца архиепископа (читай –новгородского), ваш государь, великий князь, это вам советует, и Филипп, митрополит всея Руси». Велико было опасение Москвы нарушить вековой церковный порядок. Да и распри новгородцев и псковичей между собой на религиозной почве были на руку правителям Москвы…

Архиепископ – миротворец и блюститель прав
Духовенство играло важную роль в общественной жизни Великого Новгорода. В большой мере это касалось и древнего Пскова, ставшего с годами вполне самостоятельным городом-республикой. Сам Новгород со всей областью был отчиной и городом Святой Софии – главного новгородского храма ( «где Святая София, там и Новгород» -говаривали в старину). В новгородской земле установился обычай не предпринимать никакого важного общественного дела без благословения владыки. И такое благословение до некоторой степени являлось санкцией даже вечевых (высших) решений. По заключению историка В.О. Ключевского владыка был председателем «Совета господ», который готовил для веча законодательные проекты.
Владыка имел собственный военный полк («стяг») и участвовал в переговорах новгородцев с иностранцами после войн и с соседями-псковичами при раздорах. Внушения владыки младшему брату Пскову, а позднее и Господину Пскову, находили обычно благосклонный приём у мирян и немало содействовали дружеским связям обоих регионов. Архиерей или его представители были непременными членами различных посольств. Все договорные грамоты новгородцев и псковичей скреплялись печатью владыки, и его имя в грамотах упоминалось ранее других.
Архипастыри осуществляли и торговую деятельность в виде контроля за орудиями веса и мер. Их влияние заключалось и в судебной сфере в виде посреднического суда. С падением княжеской власти, когда это случалось, церковный иерарх оставался единственным в обществе авторитетным руководителем. Не вступая в борьбу политических партий, не показываясь на вече, владыка являлся постоянным защитником прежде всего оскорбленных и униженных. Действовал, как считалось, только мерами небесными, гася земные страсти и бури. В архиепископе видели кроткого миротворца, мудрого правителя и советника, поборника всех прав и «старины», новгородской и псковской. Но владыка, живший бы на берегах Великой , казался псковичам более близким и знавшим бы заботы жителей не понаслышке.
Наконец, не забудем, что церковь была крупным землевладельцем. На Псковщине целые села, волости и даже города были собственностью владыки, приносившими немалый доход церкви, который накапливался в Софийской храмовой казне. Солидными были и добровольные приношения частных лиц. Отсюда видно, что с отсутствием самостоятельности в церковных делах представители псковского «Божия священства» теряли довольно много…
Таким образом, как и в Новгороде, псковское духовенство представляло влиятельную общественную силу. Псков к тому же выработал своеобразный институт «соборных старост», возглавлявших «соборы» - территориальные объединения псковского клира. Соборные старосты сыграли видную роль в развитии псковской культуры, особенно книжности.

Ненавистные «подъезды»
Псковичи, как мы знаем из истории, проявили себя непокорной паствой Святой Софии. В 1469 году всё псковское священство пяти соборов, будучи недовольно стилем управления со стороны новгородского архиепископа и его наместника в Пскове, договорились составить из Номоканона ( Кормчей книги) уложение об управлении церквей. Были избраны свои судьи. Увы, вскоре архиепископ и русский митрополит пресекли псковскую «самодеятельность» и инициативу: постановление (грамота) псковичей была уничтожена. Не позволила Святая София создать псковскому вече специальное пресвитериальное общество с целью наблюдения и контроля за псковским духовенством. А оно-то за неимением рядом собственного епископа «расслабилось» нравами. Попутно заметим, что псковское вече не так уж редко присваивало себе высшее решение разных церковных дел.
Особое недовольство псковичей вызывали узаконенные, но порою частые и длительные «подъезды» новгородских владык в Псков для сбора податей. В процессе таких визитаций псковские отцы церкви превращались в оброчных людей архиепископа. Подчас псковичам больше докучали даже не сами владыки, а окружавшие их «софьяне» (причетники Софийского собора), люди настырные и вымогатели изрядные.
Трудно, например, складывались у псковичей отношения с архиепископом Василием. В 1330 году, сразу после своего избрания, он нашел общий язык с псковским народом. Но когда он прибыл в Псков через 7 лет и начал вершить свой суд, то псковичи отказали ему в этом праве. И Василий проклял Псков! Взаимное нерасположение длилось целых 15 лет. Однако псковичам поневоле пришлось вспомнить о высшем духовном сановнике, когда в 1352 году на город нашло моровое поветрие, косившее людей. Прежде строптивые жители пограничного края отправили своё посольство в Новгород и просили приезда духовного отца для благословения против эпидемии. Их просьба была уважена. Но примирение было заработано Василием ценой собственной жизни: в Пскове он заразился и умер по пути домой.
Однако больше всего хлопот доставил древний Псков в 1485-1500 годах архиепископу Геннадию. Геннадий возвёл в строгую систему закрепощение поборами. То был «татарский обычай числа», то есть доскональной переписи всех церквей и духовных лиц, когда никто не ускользал от налогообложения. В отместку псковичи в 1500 году не допустили этого архипастыря к соборованию (служению) в своём главном храме - Святой Троицы.
Одну из последних попыток приобрести церковную независимость от Великого Новгорода псковская паства предприняла в 1460-е годы при архиепископе Ионе. Его псковичи порицали за сребролюбие и мздоимство. Они обратились с просьбой об учреждении отдельного епископа прямо к царю-батюшке Ивану III, поднеся ему приличные дары. Тот сначала ответил уклончиво, что подумает вместе со «своим отцом Феодосием, митрополитом всея Руси». Но вскоре последовал решительный отказ: «Не мочно быти во Пскове владыке, занеже искони не бывал, а не стол во Пскове».
Отдельная епархия Псковская и Изборская была учреждена в 1589 году при установлении в Москве всероссийского патриаршества. Первым епископом в Пскове стал Мисаил из числа архимандритов новгородского Юрьева монастыря. Мисаил и его преемники по псковской кафедре поддерживали тягу прихожан к духовному совершенствованию и способствовали росту общей культуры и образованности псковичей.
Subscribe

  • Поэт Иосиф Хапчик о Державине

    Памятник Г.Р. Державину в Казани, собств. фото ДЕРЖАВИНУ Земляк, мудрец, поэт! Ты здесь, в Казани, рос, Прими от нас привет - Охапку…

  • К 250-летию И. А. Крылова

    Два стиха казанского поэта Иосифа Хапчика по случаю юбилея баснописца Крылова в исполнении блогера Геннадия Егорова. На этой ссылке в Ютубе…

  • Татьянин день славит поэт Иосиф Хапчик

    ТАТЬЯНИН ДЕНЬ Вот и снова в январе Светлый праздник на дворе. И в Татьянин Божий день Веселись, кому не лень. Снег сверкает и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments