g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Наряженные эстонцы на этнографическом календаре. Февраль 2014




АУГУСТ АЛЛЕ (1890 – 1952 ): «ДЛИННА, СКУЧНА ТЫ, НОЧЬ ЗИМЫ»



Февраль на эст кален
ИЛЛЮСТРАЦИЯ из эстонского этнографического календаря 2014 года: ФЕВРАЛЬ

    Извне снежеет и метёт.
Как будто в саване земля.
Сон не идёт. Сон не идёт.
Огня в очаг! В очаг огня!

Огонь всё съест, испепелит,
В огне трещащие дрова.
Огнеручей в груди кипит
И деет боль. Всё – трын-трава.

Длинна, скучна ты, ночь зимы.
Сон не идёт. Сон не идёт.
Как вечность – время. Лишь из тьмы,
Как из мешка снежинок лёт.

Аугуст Алле (Эстония), «В зимний вечер»

В эстонском народном костюме сохранились такие общие с другими народами Прибалтики черты, как туникообразная рубаха, мужской и женский кафтан, тканый пояс и др. Ряд новых элементов также был общим для Прибалтики: полосатая юбка, верхняя женская кофта в талию, лиф, мужская куртка и т.п. Различия существовали главным образом в деталях, в орнаменте и расцветке. В то же время, особенно в южной и восточной частях Эстонии, прослеживаются черты, общие с русскими и белорусами, например белый верхний балахон, вышитые и тканые узоры с применением красной бумажной нити и т. п. Если не считать ряда местных различий, о которых речь будет идти ниже, в комплекс эстонской женской одежды в первой половине и в середине XIX в. входили:
Рубаха — сярк, хаме (särk, hame), туникообразного покроя, без плечевых швов, обычно с нашивками на плечах; наплечные нашивки, обшлага рукавов, края нагрудного разреза и иногда воротник были вышиты и нередко отделаны мережкой.
Праздничная продольно-полосатая юбка — сээлик (seelik); повседневно, а кое-где и в  праздники,  носили одноцветную юбку.
Тканый на ниту с браным узором пояс — вёё (vöö), которым повязывалась юбка у пояса, а в жаркую пору, когда женщины ходили в одной рубахе, рубаха. Женщины никогда не опоясывали верхнюю одежду.
Верхняя кофта — кампсун (kampsun), сшитая в талию из сукна темно-коричневого, синего или серого цвета; она надевалась поверх рубахи. В некоторых кихелькондах женщины вместо кофты носили суконный лиф — лийстик (liistik),сходный но покрою с кофтой.
Кафтан — пикк-кууб (pikk kuub) — верхняя и одновременно праздничная одежда; в разных частях Эстонии кафтан несколько отличался но покрою; его шили из темно-коричневого, серого или синего сукна. На шею под кафтан повязывался цветной платок. Летом легкой верхней одеждой служил холщовый балахон — рюю (rüü).
Наплечное покрывало — сыба (sõba) вплоть до середины XIX в. входило в праздничный наряд пожилых женщин. Сыба была обычно темно-коричневого, у зажиточных белого цвета и тщательно отделана цветным шнуром. В конце века на смену сыба пришли покупные шерстяные пледы.
Замужние женщины обязательно покрывали голову. Головные уборы в Эстонии весьма разнообразны: на севере — типа кокошника, на юге — полотенчатые, широко распространены были и чепцы. Девушки носили по праздникам в некоторых районах венок — пярг (pärg), в других же — головную повязку, ленту — пеапаэл(peapael).Cost
Весьма характерным элементом как женской, так и мужской одежды были варежки (labakindad), отличающиеся у эстонцев, как и у их прибалтийских  соседей, большим разнообразием узоров.
Автор А.Моора, 1964
Сайт Costumer.narod.ru
Tags: Эстония, Эстонский календарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment