g_egorov (g_egorov) wrote,

ДНИ  В  СИЦИЛИИ ПРОЛЕТАЛИ НЕНОРМАЛЬНЫМИ ЛАСТОЧКАМИ

2008 Кастельмола
Портрет автора путевых заметок: Сицилия, 2008 год

«Билайн приветствует Вас в Италии!»
- Ну и тормознутый же у меня оператор сотовой связи, -подумала я- приветствовать надо было вчера, когда мы приехали сюда, преодолев три плеча перелётов «Люфтганзой»: Казань-Франкфурт, Франкфурт-Рим, Рим-Катания (столица района в Сицилии). И уже из Катании добирались на такси до городка Таормина, основанного норманнами в 4 веке до н.э.
  Вообще-то, сначала мы хотели как-нибудь по-дикому и красиво сесть на поезд или автобус. Но когда потыкались и обнаружилось, что автобусы непонятно когда ходят, а вокзал совсем не тут, то оставили эту идею. И наняли субтильного молодого человека в очках, который закинул наш огромный чемодан в багажник и погнал на север со скоростью чуть меньше 150 км/ч. Нам оставалось только держаться за дверные ручки и подпрыгивать, когда попадались неровности на пути (очень-очень редко, дороги там превосходные).
Через час с небольшим, доехав по бесконечным серпантинам до городка, чудом, как мне казалось, помещавшимся между этих скал, он выплюнул нас на маленьком пятачке перед воротами старинного греко-римского вида. И сообщил, что дальше ехать нельзя, но дойти тут – каких-то 50 метров. Мы покатили чемодан, и, глазея по сторонам, влились в толпу. Да, как ни странно, хоть это был и не сезон, и довольно холодно для Сицилии (с утра, как нам сказали, шёл снег, ну а так было градусов десять), мы попали в оживлённейшее место. И через две минуты по главной улице Тормина дошли до нашего обиталища на следующие полторы недели – гостиницы «Изабелла».

Далее читать и смотреть фото ПОД КАТОМ

В ТАОРМИНЕ
- Ну что ж, для трёх звёзд неплохо, - заметил папа, осмотрев ванную, тумбочки, телевизор и минибар в гостиничном номере. Но мне для полной уверенности нужно было прояснить ещё один момент:
- Подожди. Надо посмотреть, какие у них завтраки.
Завтраки оказались отличные. Вроде бы, что можно придумать, кроме стандартного набора булок, соков и сыров плюс-минус яичница и бекон? Нет, на этом завтраке каждый день были ещё и корзина помидоров, черри и большая миска с плавающей в ней моцареллой (сыром). Так что каждое утро я кидала всё это в тарелку, заливала бальзамическим уксусом и оливковым маслом и съедала чудесную вариацию на тему салата «Капрезе».
В вечер приезда нам попалась русская женщина, она была зазывалой в ресторане прямо напротив нашей гостиницы. Ну и мы , недолго думая, зашли туда, заказали еду по её совету. Кое-что зря, потому что: рекомендованный кролик, как мне кажется, при жизни был вовсе не кроликом, а бараном.  И узнали нечто  полезное о городе, в частности, что тут живут все мафиози на пенсии и поэтому тут очень спокойно, тихо и нет рэкета. Всё оставшееся время родители комментировали то одного, то другого пожилого синьора, прогуливающегося по Корсо Умберто: «вот идёт, мафиози на пенсии».

Таормина, вид на море
Фото: Таормина, вид на море
В нашем справочнике было написано, что Таормина либо очаровывает иностранца в первые сутки, либо оставляет совсем равнодушным. Мне не пришлось долго гадать, к какому типу я отношусь. Меня город очаровал в первые же секунды, когда нас вытряхнули на площади .
Как оказалось, это была главная площадь города, площадь Святого Панкрация – хотя «площадь» тут понятие условное: каждый пятачок размером чуть больше стандартной комнаты в квартире носит гордое название «piazza». Об улицах вообще молчу: в одну из «улиц» можно было протиснуться с трудом, такая она была узкая, а между тем, на ней и ресторан имелся. Мы пошли по этому светящемуся городку, вокруг звучала переливчатая итальянская речь (“mamm ma mia!” “ragazzzzzi!”prrrronto!’) и в витринах мелькали сладости, подобных которым я никогда не видела ( о сладостях подробнее расскажу ниже).

Taormina 2008 папа
Фото: участник экскурсии вТаормина
Сам город находится довольно высоко над морем, и поэтому половину отдыха мы провели в бодрых скачках по горам. Вниз до моря по каким-то козьим тропкам или чудом найденным ступенькам. Вверх до города – по шоссе, шарахаясь от встречных автобусов, которые совершенно непонятно каким чудом разъезжаются на узких серпантинистых дорогах. По побережью мы, конечно, не просто так слонялись, а искали, искали «тот самый» ресторан из «Голубой бездны»  – кажется, всё-таки не нашли, или его переделали до неузнаваемости.

В СИРАКУЗАХ, КАТАНИИ И В МЕССИНЕ
   Дни пролетали ненормальными ласточками, пока мы с папой, оставив маме пару евро на кофе, уезжали с утра смотреть остров. Сначала мы махнули на автобусе в Сиракузы с пересадкой в Катании (родине капитана Катани, как мне рассказали родители; я ничего не поняла – видимо, опоздала родиться). Там посмотрели на развалины греческого амфитеатра.

Сиракузы амфитеатр
Фото: Сиракузы, амфитеатр
Амфитеатр как амфитеатр. В Таормине примерно такой же есть, только вид оттуда открывается совершенно другой, на горы и море (говорят, Гёте считал это самым прекрасным видом на земле, а ещё в Таормине любили бывать Мопассан, Генри Фолкнер, голливудские звезды Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Лиз Тейлор и другие знаменитости).  Мы, между тем, попали под проливной дождь. На обратной дороге в автобусе я чувствовала себя противно хлюпающей остывшей кашей.
Потом мы решили попробовать местные поезда и, на этот раз прихватив с собой маму, поехали в Катанию.

Катания фонтан
Фото: Катания, фонтан
Несмотря на то, что было воскресенье, город будто вымер: всё было закрыто,  переулки мрачно глядели на нас и отгоняли развевающимся на балконах бельём – национальной итальянской особенностью. Даже присесть и выпить кофе было почти негде. Тем не менее, Катания всё равно впечатлила, она была похожа на сошедшую со страниц книги иллюстрацию к рассказу о средневековой Европе – жуткая и суровая, только по недоразумению носящая на себе отпечатки нынешнего века.
Потом мне снова захотелось прокатиться на поезде, и мы, оставив-таки маму ходить по Корсо Умберто, взяли два билета до Мессины– это уже на север, большой портовый город, безо всяких отпечатков древности и оттого почти безликий. Впрочем, ещё на вокзале мы заметили на открытках с видами города удивительно красивый собор, украшенный золотыми фигурами – и пустились его искать. Обойдя все главные проспекты и так ничего и не найдя, мы опустили руки и попытались найти дорогу к вокзалу – и тут, как по мановению волшебной палочки, перед нами вырос этот самый собор с открыток.

Мессина, собор 2008
Фото: Мессина, собор
Мы походили кругом, посмотрели на задравших головы и застывших так туристов..
- Слушай, который час?
Я посмотрела на часы.
- Без пяти двенадцать. Что, не успеваем на поезд? Ну, на следующем поедем.
- Да нет же! Знаешь, почему они все наверх смотрят? Сейчас тут такое начнётся!
И папа был прав. Я не сразу сообразила, но эти фигуры были механическими и должны были двигаться, а когда? Ну конечно же, в полдень! Так что через пять минут башня ожила:
Сначала три раза прорычал и отсалютовал флагом лев в короне на самом её верху. Потом чуть ниже него спел петух… Потом ангел зазвонил в колокол, и двое спящих стражников вдруг подняли головы: из гроба восстал Иисус. Каждую четверть часа стоящая в самом низу Смерть лязгала косой, и механический человечек проходил четверть своей жизни, и начинал всё заново: мальчик-юноша-мужчина-старец. Пелась «Аве Мария»..

ОКОЛО ТАОРМИНЫ
Каждый раз, возвращаясь в Таормину, мы искали, где бы поесть – и было из чего выбрать. Цены везде были примерно одинаковые, и поэтому мы попробовали почти всё, что хотели. Теперь я знаю, что и в Италии бывает отвратительная пицца, что морепродукты   в принципе, везде одинаковые, и что после недели такого питания страшно хочется мяяяса! Зато – какие там были сладости! Даже не верится, что все эти кулинарные безумия – творения рук человеческих. Марципаны, печенья, пирожные, торты – но особенно, конечно, - трубочки с сыром риккота (не путать с рукколой), которые уже через пару часов не такие вкусные, и которыми мы объедались каждый день, жалея, что нельзя взять немножко домой..
Объездив дальнее побережье и исходив ближнее, мы решили заняться исследованием соседних городков. На юг от Таормины лежал Наксос, где мы гуляли по набережной; на севере был Летоджанни, где мы сидели в баре на главной площади. Впрочем, если бы не указатели, мы бы вряд ли поняли, где кончается один город и начинается другой..
Над Таорминой, на холме, виднелся замок. Папа всё говорил, что мы туда должны сходить – нас эта мысль слегка пугала, но когда все пункты назначения были исчерпаны, мы начали восхождение. Впрочем, легко сказать восхождение, для этого надо было найти дорогу наверх. Мы пошли наугад – и вышли прямо к указателю «замок Таормины». Теперь осталось всего ничего: полчаса по крутым ступенькам наверх по горам – и мы … перед закрытыми воротами! Конечно, а кто вас пустит в средневековый замок, нависающий над морем. Поглядев на двух стареньких япончиков, которые рисовали, усевшись на камнях, папа сказал, что мы идём дальше.
Мы нашли холм ещё выше («Видите? Там город!» - восклицал восторженно папа). Но я смотрела не наверх, а по сторонам, выискивая кошек, чтобы их сфотографировать . Кошек на Сицилии уйма, они питаются макаронами (сама видела!) и вполне довольны жизнью.

Кошки в Сицилии
Фото: Сицилия, кошки
Ещё полчаса забирались наверх по более крутому подъёму. Оказалось, наверху и правда город – Кастелмола, ютящийся над обрывом, сверкающий чистотой маленьких улочек, расходящихся по непонятной системе от главной площади.

Сицилия Кастельмола
Фото: участница экскурсии в Кастельмола
  Мы побродили там, восхищаясь этой жуткой высотой. И я с горечью поняла, что чем прекраснее и выше места, которые я вижу, тем невозможнее запихнуть их в рамку кадра или запечатлеть в словах. Вот так и остаётся – запечатлеть это у себя в голове, да показывать два удачных снимка из трёхсот, которые, впрочем, не передадут и доли того восторга, который бушевал во мне эти две недели.

БЛИЖЕ К ЭТНЕ!
Перед самым отъездом, в предпоследний день, мы купили автобусную экскурсию на Этну. Честно говоря, когда я узнала, что еду на остров, где стоит самый большой действующий вулкан в Европе, у меня мурашки поползли по коже. Но, конечно, не посмотреть на него вблизи, ограничившись живописными видами с холмов , мы не могли. В солнечные ясные дни Этна гордо возвышается над островом, сверкая снежными склонами; а часа в четыре начинает «дышать» ­– пускает тонкий серый дымок, который причудливо перемешивается с облаками.
Придя с утра на автобусную станцию, мы сомневались, будет ли достаточно хорошо видна Этна в такую пасмурную погоду: ночью прошёл дождь, небо хмурилось тучами. Но по пути на вулкан все сомнения рассеялись – чем выше мы забирались, тем пасмурнее становилось.  Пошёл сильный дождь, а уже на подъезде к автобусной стоянке на высоте почти двух тысяч метров над уровнем моря и вовсе повалил снежище.

Ближе к Этне, 2008
Фото: Фарида у Этны
 Мы, конечно, вышли из автобуса . Но только чтобы перебежать в местное маленькое кафе (где, кстати, я в первый раз в жизни увидела настоящий музыкальный автомат с грампластинками) и выслушать неутешительный диагноз гида: из-за снега ничего не видно, подниматься дальше нет смысла мы можем посидеть тут и посмотреть кино об Этне или пройти с ним вокруг одного из мелких кратеров. Совершив этот круг почёта (давшийся, кстати, довольно тяжело – пошёл град, и сильнейший ветер немилосердно хлестал нам жгучими кусочками льда по лицам, рукам и даже ногам сквозь джинсы – до сих пор, как вспомню, вздрагиваю), мы погрузились обратно в автобус.
      Буквально дотерпели оставшуюся часть экскурсии – Алькантары, природное чудо, система гротов. Обычно туристам дают забавные костюмы, приваренные друг к другу резиновые штаны и сапоги: вся эта конструкция держится подобно комбинезону на лямках. Тогда можно заходить в гроты, но не в это время года, как нам объяснили, потому что уровень воды слишком высокий. В общем, прокатила нас погода в тот понедельник…
А на следующий день солнце светило вовсю, на небе не было ни облачка, и Этна ухмылялась нам в тридцать два белоснежных зуба.
Фарида, собственный компьютерный набор, 2008 год

ПРИМЕЧАНИЕ блогера Г-Егорова от марта 2015 года:
Эти путевые заметки от 2008 года внучки Фариды (тогда ей было 18 лет) ровно семь лет пролежали на флешке. И вывешиваются сегодня по предложению блогера из Финляндии Суомилариссы, которая также побывала в Сицилии и сделала несколько высококлассных постов в своём блоге. Смотрите, например, у блогера suomilarissa в ссылке suomilarissa.livejournal.com/Таормина
Tags: Творчество друзей

• Городские рассказы

Городские рассказы « М Н О Г О К Р О В И» Кровь людская – не водица. (почти поговорка) Пишу всего-то…

Городские рассказы Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь В жуткое время доживаем мы, пенсионеры, свой жизненный век, начатый при социализме.…

• Дачные рассказы

Дачные рассказы ПРЕДИСЛОВИЕ К ИСТОРИИ ЖАНРА Н ынче, в июле 2008 года, исполняется ровно 5 лет, как я пробую силы в…