ЕДВА НЕ СТОИЛА ЕМУ СИБИРИ

Аминь, аминь! Чем кончу я рассказы?
Навек забыв старинные проказы,
Я пел тебя, крылатый Гавриил,
Смиренных струн тебе я посвятил
Усердное, спасительное пенье.
Храни меня, внемли мое моленье!
А.С.Пушкин , «Гавриилиада»
Александр Сергеевич Пушкин по праву применил к себе слова Андрея Шенье: «без отзыва утешно я пою, и тайные стихи обдумывать люблю». Только этой любовью «обдумывать тайные стихи» можно объяснить создание им поэмы «Гавриилиада».
Этот «главный поэтический грех» было невозможно напечатать в официальном издании и через 70 лет после смерти поэта. Н.Огарев поместил полный текст в 1861 году, но это было зарубежное издание «Русская потаённая литература».
По замыслу поэма являлась пародией на евангельский рассказ о Благовещении. То есть о возвещении Марии устами архангела Гавриила воли Божьей о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Святого. В «звуки безумства» вошла и пародия на библейский рассказ о грехопадении первых людей – Адама и Евы.
Черновик «Гавриилиады» не дошел до нашего времени и, скорей всего, был уничтожен Пушкиным…
В 1820-е годы «Гавриилиада» получила широкое хождение в списках. По инициативе петербургского митрополита Серафима (С.В. Глаголевского) в 1828 году было проведено специальное расследование по определению автора «развратного сочинения». К ответу вскоре был привлечён Пушкин, имя которого стояло во многих списках. Тогда поэту грозили «рудники Сибирские», рушились надежды на брак с Н.Н.Гончаровой.
На первом допросе в августе 1828 года Пушкин, как указано в официальном деле, «решительно отвечал, что сия поэма написана не им». Он настаивал, что в его сочинениях «нет следов духа безверия и кощунства над религиею».
Всё дело решило собственноручное письмо поэта самому царю. Скорей всего в расчёте на прощение последовало откровенное и обескураживающее признание поэта в авторстве. Дознание было прекращено именно после этого письма по резолюции Николая Первого: «Мне это дело подробно известно. Кончено».
Митрополит Серафим и через 5 лет после дела о «Гавриилиаде» не мог простить Пушкину этого кощунственного произведения: при выборе поэта в Российскую Академию единственным проголосовал против его избрания.
Петербургский митрополит Серафим, а за ним и несколько архимандритов отказались участвовать в отпевании Пушкина и заупокойную службу исполнил местный священник, протоиерей А. И. Малов (из «Википедии»).
С.Л. Франк в статье «Религиозность Пушкина» (1933 год) кощунство поэта объяснял тем, что в нём был «какой-то чисто русский задор цинизма, типично русская форма целомудрия и духовной стыдливости, скрывающая чистейшие и глубочайшие переживания под маской напускного озорства».