g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Category:

Петербургский митрополит Серафим не мог простить А.С.Пушкину поэмы "Гавриилиада"

«ПРЕКРАСНАЯ ШАЛОСТЬ» (ПО ВЯЗЕМСКОМУ) ПУШКИНА
ЕДВА НЕ СТОИЛА ЕМУ СИБИРИ

NeIsku6ayPu6kin
Рисунок А.С.Пушкина в альбоме Ушаковых (1829 год). В нём он изобразил себя в клобуке монаха с искушающим его бесом

  Аминь, аминь! Чем кончу я рассказы?
  Навек забыв старинные проказы,
  Я пел тебя, крылатый Гавриил,
  Смиренных струн тебе я посвятил
  Усердное, спасительное пенье.
  Храни меня, внемли мое моленье!

А.С.Пушкин , «Гавриилиада»
    Александр Сергеевич Пушкин по праву применил к себе слова Андрея Шенье: «без отзыва утешно я пою, и тайные стихи обдумывать люблю». Только этой любовью «обдумывать тайные стихи» можно объяснить создание им поэмы «Гавриилиада».
  Этот «главный поэтический грех» было невозможно напечатать в официальном издании и через 70 лет после смерти поэта. Н.Огарев  поместил полный текст в 1861 году, но это было зарубежное издание «Русская потаённая литература».
   По замыслу поэма являлась пародией на евангельский рассказ о Благовещении. То есть о возвещении Марии устами архангела Гавриила воли Божьей о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Святого. В «звуки безумства» вошла и пародия на библейский рассказ о грехопадении первых людей – Адама и Евы.
    Черновик «Гавриилиады» не дошел до нашего времени и, скорей всего, был уничтожен Пушкиным…
   В 1820-е годы «Гавриилиада» получила широкое хождение в списках. По инициативе петербургского митрополита Серафима (С.В. Глаголевского) в 1828 году было проведено специальное расследование по определению автора «развратного сочинения». К ответу вскоре был привлечён Пушкин, имя которого стояло во многих списках. Тогда поэту грозили «рудники Сибирские», рушились надежды на брак с Н.Н.Гончаровой.
  На первом допросе в августе 1828 года Пушкин, как указано в официальном деле, «решительно отвечал, что сия поэма написана не им». Он настаивал, что в его сочинениях «нет следов духа безверия и кощунства над религиею».
   Всё дело решило собственноручное письмо поэта самому царю. Скорей всего в расчёте на прощение последовало откровенное и обескураживающее признание поэта в авторстве. Дознание было прекращено именно после этого письма по резолюции Николая Первого: «Мне это дело подробно известно. Кончено».
  Митрополит Серафим и через 5 лет после дела о «Гавриилиаде» не мог простить Пушкину этого кощунственного произведения: при выборе поэта в Российскую Академию единственным проголосовал против его избрания.
Петербургский митрополит Серафим, а за ним и несколько архимандритов отказались участвовать в отпевании Пушкина и заупокойную службу исполнил местный священник, протоиерей А. И. Малов (из «Википедии»).
    С.Л. Франк в статье «Религиозность Пушкина» (1933 год) кощунство поэта объяснял тем, что в нём был «какой-то чисто русский задор цинизма, типично русская форма целомудрия и духовной стыдливости, скрывающая чистейшие и глубочайшие переживания под маской напускного озорства».
Tags: Моя пушкиниана
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments