g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Category:

Пушкин - первый собиратель псковского фольклора!


А.С. ПУШКИН: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»


img8
Рисунок из Интернета: Пушкин и няня Арина Родионовна

        Первым собирателем псковского фольклора в полном смысле этого слова надо считать А.С. Пушкина. Годы ссылки в Михайловское (1824 - 1826) были отмечены, в частности, повышенным интересом поэта к живой, окружавшей его стихии народной словесности. Напомним ставшие хрестоматийными его слова из писем: «Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» «Живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни».
        В роли домашней сказочницы выступала няня поэта Арина Родионовна, происходившая из соседней Петербургской губ., но уже пожившая в губернии Псковской. Слушал Пушкин и других сказочников и сказочниц. В его бумагах тех лет сохранились записи услышанных им сказок: о царе Салтане, о Балде, о Мертвой царевне, о царе Берендее, о женихе, о Кащее Бессмертном, о Георгии Храбром и сером волке, три сказки «с чертовщиной». Некоторые из этих сюжетов были затем использованы поэтом при создании им своих стихотворных сказок.
             Пушкин в своем интересе к живому фольклору не замыкался в стенах Михайловского дома, он много общался с крестьянами, любил посещать ярмарки, места народных сборищ, гуляний, внимательно наблюдал за обрядами, слушал «старцев» (слепых нищих). Особенный интерес он проявил к крестьянской свадьбе с ее богатой обрядностью и разнообразным песенным репертуаром.
              А.С. Пушкин предполагал подготовить большой сборник народных песен, но позднее передал свое собрание П.В. Киреевскому, который развернул работу по созданию обширного свода русского песенного фольклора. По словам самого Киреевского, Пушкин доставил ему «50 NN песен, которые он с большой точностью записал сам со слов народа... Вероятно, он записал их у себя в деревне в Псковской губернии». Тетрадь Пушкина не сохранилась, но большинство текстов из нее опубликовано в «Новой серии» собрания Киреевского. Несомненно, что особенную ценность имеет подборка свадебных песен. Пушкин сопроводил записанные им тексты примечаниями, указав, к каким моментам обряда они относятся.
             Кроме свадебных песен, Пушкин записал в годы Михайловской ссылки исторические песни - о Степане Разине, Аракчееве, баллады о Ваньке-ключнике и князе Волконском, о сестре и разбойниках и несколько необрядовых лирических песен.
              
В настоящее время все сохранившиеся - в подлинниках или копиях - пушкинские фольклорные записи опубликованы в научных изданиях и сопоставлены с более поздними записями в том же районе.

                      ИСТОЧНИК (из Интернета): Путилов Б.Н. «Фольклор Псковского края»
Tags: Моя пушкиниана
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments