g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

24 июля - день Святой равноапостольной княгини Ольги Российской




СВЯТАЯ ОЛЬГА И ЕЁ СЫН СВЯТОСЛАВ.
Необычная история Х-го века

св. Ольга
Иллюстрация из Интернета: Святая Ольга
 
Святая Ольга могла находиться в оппозиции не только к мужу Игорю (об этом писал современный историк А.С.Корольков), но и могла быть в сложных отношениях с сыном Святославом, что признают многие исследователи. Сведения об этой первой династической междоусобице, по мнению другого современного исследователя С.Э. Цветкова, были старательно вымараны из древней «Повести временных лет».

   Княгиня Ольга посетила Царьград (Константинополь) скорей всего в сентябре 957 года. Её пышно принял император Константин Багрянородный. Крестилась Ольга здесь, по-видимому, через несколько дней после первой встречи с императором Византии. Предположительно, 14 сентября, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот факт стал в первую очередь большим духовным событием в её личной жизни. «Яко возлюби свет, а тьму остави», по словам летописца.
       Но не в меньшей степени это было событие историческое. Перед Ольгой стояла трудная задача: воссоединить Русскую Церковь с византийским священством. И в то же время воспрепятствовать превращению своей страны в политического сателлита и культурную провинцию Византийской империи.
    Её сыну Святославу в ту пору исполнилось 15-16 лет. Он наотрез отказался креститься: «и учашеть его мати креститися, и небрежаши того, ни во уши приимати».
  Отношения Ольги с сыном, очевидно, и прежде были далеки от идиллии. Взрослея, Святослав и прежде должен был всё более отчётливо понимать, что у него нет никакой надежды сесть на киевский престол при жизни властной матушки.
Далее читать под КАТОМ:

    Скоро дело дошло до открытой размолвки. По сообщению «Повести временных лет», Святослав сошелся с «милостьницей» Малушей, дочерью некоего Малко Любчанина, купца или дружинника. И это добром не кончилось. Ольга прогневалась на Малушу и отослала её (уже беременную тем, кому предстояло стать Святым и Красным Солнышком Владимиром) со «двора теремного» в одно из своих сёл.
    Дело в том, что мать прочила сыну византийскую принцессу. То был лучший и едва ли не единственный способ для Святослава раз и навсегда выйти из черного тела «варваров» и стать династическим аристократом. А он путался с «рабыней», которая, к тому же, как окажется, была намного старше его. Святослав тогда покорился матери. Судя по всему, он тогда согласился даже принять крещение в будущем.
    Но император Константин отказался выдать за Святослава свою дочь. Таким образом, поддавшись на уговоры матери, сын всё потерял и ничего не приобрёл. Это был жестокий урок. А теперь его ещё и понуждали принять религию надменных греков, его обидчиков. И Святослав восстал.
    Конечно, в своём бунте он не был одинок. На «дворе теремном» было немало людей, которым нововведения Ольги пришлись не по нутру. В 960-961 годах с благословения греческого «епископа Руси» Ольга разрушила некоторые языческие символы. Что вызвало ответную вспышку насилия. Языческая «Русь» обступила Святослава, как своё знамя. Он чувствовал эту поддержку и искал её. Святослав и сам высмеивал тех, «кто хотяше креститися».

Святослав в Радзивилловой летописи
Иллюстрация из Интернета: князь Святослав. Миниатюра в Радзивилловой летописи
 
    Судя по всему, антихристианское выступление Святослава не достигло цели. Возможно, оно не было поддержано «кыянами» (киевлянами), среди которых были сильны позиции христиан. Святослав не случайно позже признавался, что ему «не любо жити в Киеве». Однако вооруженный отпор со стороны язычников заставил Ольгу отказаться от насильственных методов насаждения новой религии. Она так и не вошла в историю с именем «крестительницы Руси».

   Вместе с тем Ольга приняла меры, чтобы языческий мятеж не повторился. Святослав был удалён из Киева. Вернуться в стольный град за титулом великого князя ему было суждено лишь после смерти матери …
     Вокняжение Святослава в Русской земле ознаменовалось разрывом с Ольгиной политикой христианизации страны. Святослав разрушил храм святого Николая в Угорском. Но он рано (в возрасте 30 лет) погиб в случайном столкновении с печенегами, возвращаясь из военного похода на Дунай.
    В ранней смерти Святослава древнерусские книжники усмотрели посланную свыше кару закоренелому язычнику. Святослав в своей воинственной ярости, в своей любви и ненависти был человеком прошлого. И история словно бы смахнула его со своего пути.
Подготовил Геннадий Егоров
 
Tags: Погружение в старину
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal