g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

«Искра» высекалась в Пскове (часть 5)

 

ЭКОНОМИСТ  М.Н.ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ

ВЕРИЛ В ТОРЖЕСТВО ДОБРА

 

                      Приглашение в Псков для М.И.Туган-Барановского (годы жизни 1865-1919) на искровское совещание весной 1900 года было сделано с согласия В.И.Ульянова-Ленина не случайно. В свои 35 лет этот «легальный марксист» был уже доктором наук, видным экономистом, убеждённым социал-демократом, испытавшим искреннее увлечение марксизмом.

                Однако в начале 20-го века он начинает отходить от социал-демократии и посчитает величайшей ошибкой Карла Маркса его утверждение, что «история есть борьба классов». Учёный станет солидаризироваться с социалистами-утопистами прошедшего века, заявляя, что «в высших областях духовной жизни человечества классовый интерес не играет роли».

              Он уверен, что «классовый интерес не составляет критерия добра, истины и красоты».

 

От идеализма – к марксизму

           Михаил Иванович Туган-Барановский родился в Харьковской губернии и являлся наполовину украинцем. Будучи от природы умственно одарённым, в гимназии увлекался философом Иммануилом Кантом, сохраняя всю жизнь субъективно-интуитивный образ мышления и склонность к идеализму. Учился на физмате Харьковского университета. Почти одновременно с окончанием в 1888 году физмата сдаёт экстерном экзамен за юридический факультет. И всецело погружается в мир социальных идей и общественных течений своего времени. В 1890 году входит в марксистский кружок, организованный Петром Струве.

          В начале 1890-х годов  Михаил Иванович сближается с группой журналистов и политиков, объединенных вокруг редакции журнала «Мир Божий», во главе которого стояла будущая его супруга Лидия Карловна Давыдова (кстати, школьная подруга Надежды Крупской). Необычно, но факт: именно на страницах «Мира Божия» молодой экономист и философ пропагандирует идеи безбожного марксизма.

         Позднее он взаимодействует с журналами «легальных марксистов» «Новое слово» и «Начало». Его активное неприятие идеологии народников, этих поборников крестьянского социализма, привлекло к ученому внимание молодого Ильича. Несостоятельность народников была доказана харьковчанином в его солидном труде «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 год). Книга стала его докторской диссертацией, защищённой в МГУ.

               В  1895 году Туган-Барановский начинает научно-педагогическую деятельность в качестве приват-доцента Петербургского университета. Но через 4 года, одновременно со Струве, отстраняется от этой работы как неблагонадежный. Самое начало 20 века приносит ему большое семейное горе – смерть любимой жены  Давыдовой. Обрушивается и удар со стороны властей: за участие в демонстрации петербургской интеллигенции его ссылают на Украину. Здесь вдовца тепло приняли знакомые Русиновы, а Ольга Федоровна Русинова становится его женой.

              Вспомним, что знакомство с семейством Ульяновых у «Тугана» началось с общения с казненным Александром Ульяновым, с которым он состоял одно время в переписке. И считал, что если бы не ссылка, то он  сам оказался бы обвиняемым в деле А.И.Ульянова по убийству царя Александра Третьего.  Сопоставляя нравственные облики братьев Ульяновых, «террориста» Александра и «юриста» Владимира,  «Туган» подчеркивал: сколь открыт и благороден был первый, столь же непримирим и даже жесток был второй.

              Об Ильиче в 1903 году Туган-Барановский говорил Валентинову: «Я не буду касаться Ленина как политика и организатора партии. Возможно, что здесь он весьма на своем месте, но экономист, теоретик, исследователь - он ничтожный. Он вызубрил Маркса и хорошо знает только земские переписи. Больше ничего».          

         В 1905 году публикацией книги «Теоретические основы марксизма» ученый окончательно порывает с учением Маркса, выдвигая рост морального сознания в качестве главного фактора общественной жизни. Устройство социалистического общества, по Туган-Барановскому, должно дать максимум свободы для творчества личности. А правильно осуществленный социализм ведёт к расцвету  способностей человека, его обогащению культурой. Но и такой социализм, как убежден ученый, никогда не создаст «рай на земле», всеобщее счастье и довольство. Никогда, потому  что вечно страдание человека, неустранимы источники его скорби.

             Идея верховной ценности человеческой личности привела мыслителя к идее Бога…

            В 1917 году на родине предков Михаил Иванович принял предложение стать министром финансов при Украинской раде, вынашивавшей идеи сепаратизма. Но есть основания полагать, что в глубине души ученый стоял за широкие связи Украины с Россией.

                  Государственную службу он закончил уже в следующем году, став профессором Киевского украинского университета и деканом его юридического факультета. Ему довелось стать одним из основателей Украинской Академии Наук, академиком (1919 год).

 

В чём разошлись «Туган» и Ленин?

      В качестве советника по экономическим вопросам Туган-Барановский выехал в январе 1919 года в Париж с делегацией украинской Директории. В пути между Киевом и Одессой он неожиданно умер в возрасте 54 лет.  Скончался полным жизни от приступа стенокардии…

           Пять лет спустя точно в таком же возрасте умрёт рано изнуривший себя политической борьбой  и глава Советского государства, с которым Туган-Барановский после Пскова, похоже, и не общался. И не дискутировал с ним  публично. Слишком уж разными они были людьми, духовно и внешне (Михаил Иванович был статен фигурой, его открытые глаза живо блестели).

         Но Ильич не упускал возможности унизить «Тугана», не опубликовавшего ни одной строки в ленинской «Искре». Вот слова кремлевского мечтателя: «Личные особенности современных профессоров таковы, что среди них можно встретить даже редкостно ТУПЫХ ЛЮДЕЙ вроде Тугана». Однако не завидовал ли просто-напросто «народный трибун» эрудиции и благородству своего прежнего спутника по социал-демократии? С которым разошелся во взглядах не только на политику, но и на «ценности и равноценности человеческой личности».

          Оба политика были за социализм, но Туган-Барановский видел его не казарменным, а демократическим. И в 1917 году полагал: «До социализма современная Россия безусловно не дозрела… Наш прогноз таков: успехи русской капиталистической индустрии за последнее время являются только слабыми зачатками того мощного развития русского капитализма, который предстоит в будущем».

            Но пламя Октябрьского  переворота 1917 года, возгоревшееся из «Искры», повернуло Россию на ленинский путь ликвидации частной собственности, гражданской войны и «военного коммунизма»…

        

Tags: Туган
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments