g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Об опере "Катерина Измайлова"

«СУМБУРНАЯ» МУЗЫКА ОКАЗАЛАСЬ ВЕЛИКОЙ

       Весьма необычным образом 80 лет назад поступил композитор Д.Д.Шостакович, явившийся основоположником советской оперы. Любопытно, что великий музыкант использовал в качестве либретто не мотивы индустриализации и коллективизации А в основу своей оперы «Катерина Измайлова» положил события из … середины 19 века (!). По повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

          Опера была закончена в 1930 году, поставлена в Москве и Ленинграде почти одновременно в 1934 году. А после успешных спектаклей была в 1936 году раскритикована. Самой газетой «Правда» ровно через день, как оперу прослушал вместе с соратниками по Политбюро ВКП (б) И.В.Сталин.

           «СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ» называлась редакционная статья главной газеты страны.

          А между тем тогдашние музыковеды были в восторге от музыки новатора 20 века Шостаковича, полагая, что все инструменты у молодого композитора живут, любят и ненавидят друг друга. Каждый инструмент несёт на себе определённый сценический образ. На слух Вождя Народов музыка Шостаковича оказалась «нервная, припадочная», которая «ухает, крякает, пыхтит и задыхается». То было предупреждение «формалистам»: эта игра может кончиться плохо.

          Опера была на 30 лет забыта, хотя и ставилась на Западе. Новую редакцию оперы «Катерина Измайлова» Дмитрий Дмитриевич написал уже после смерти Иосифа Виссарионовича, в 1956 году. У Вождя Народов оказался хороший нюх (на псевдоврагов), но плохой слух: «сумбурная» музыка была всё-таки признана великой.

         Правда, долгих 6 лет театры ещё боязно раздумывали, возобновить постановку оперы или не стоит. Первым табу нарушил московский Музыкальный театр, тот самый, что сделал самую первую постановку оперы в 1934-м..

          А из провинциальных театров первым или одним из первых поставил оперу Татарский театр оперы и балета в 1964 году.

      Кстати, в середине 1930-х годов считалось, что трагедия Катерины Измайловой в том, что полюбив человека, она как женщина, не могла ему отдаться. И биологическая проблема приобрела в опере огромное социальное звучание.


                                             


      В 1966 году опера появилась в виде кинофильма с Галиной Вишневской в главной роли. А как рисовали Катерину в 1934 году гуашью мы видим на картине опять же из Интернета. Более позднее изображение главной героини – вывешено здесь пониже из того же источника…
                                                                                                    

     

   
Tags: Дневник, Дневниковые записи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments