g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

В 1552 году Казань была разрушена, разорена ...



НЕЛЬЗЯ БЫТЬ СИЛЬНЕЕ ИСТОРИИ

E8441856-7D71-49E1-84CC-B0742C610417_mw800_s
Портрет из ИТ: Индус Тагиров, академик АН Татарстана

      Быть сильнее предписаний истории невозможно. Ибо они рождаются в качестве её генетической сути. Потому противодействие им, как правило, приводит к непредсказуемым последствиям.
    Верно это и по отношению к нашей России. Её уже начальная история, начавшаяся с Киевской Руси, содержала в себе зародыши будущих самостоятельных этносов – русских, украинцев и белорусов. Это предписывало ей идти по пути федеративного развития. Ещё более настоятельным стало это требование истории со взятия Казани, в результате чего Россия превратилась в многонациональное государство.
    Однако противодействия этому пути, превратившееся в политический вектор, тянули её назад, став одной из основных причин её вековой отсталости.
     Абсолютно беспочвенны попытки объяснить эту отсталость неким, фактически не существовавшим татарским игом. Спрашивается, что это за иго, дающее знать о себе даже через несколько столетий? Искать эти причины надо не в татарах, а в политике противодействия естественному ходу истории.
Далее читать под КАТОМ:

       Не разорять властям надо было экономически процветавшее Казанское ханство, а, превратив его в составную часть России, следовало оставить в целости и сохранности. Оставив в качестве царя пленённого хана Едигера и не приводя его, как было сделано, в православие.
   Это могло было стать неким подобием Касимовского ханства, создавшего в какой-то мере на маленьком клочке земли образец мирного соседства ислама и православия. Тогда к России могли бы потянуться и другие татарские государства.
     Не изгонять надо было татар из Казани и с других их насиженных мест, разрушив тем самым их веками сложившийся образ жизни, и тем более заселять их земли русскими крепостными крестьянами.
    Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань, В мире больше нет такого города, дающего кров, В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань, В Казани еду, питье найдут всегда, таков он город Вселенной.
    Так писал в 1550 году о Казани главный имам страны поэт Кул Шариф. Однако через два года от этой красоты остались одни воспоминания. Как свидетельствуют летописцы, у воинов, штурмовавших Казань, от её богатства разбегались глаза.
   Князь Андрей Курбский, один из тех, кто руководил её штурмом, засвидетельствовал, что всё войско, не исключая конюхов и кашеваров, «сбегошася во град не ратного дела ради, но на корысть многую: бо то место воистину полно было дражайших корыстей, златом и серебром, и камением драгоценным, и собольми кипело и другими великими богатствы».
      Казань была разрушена, разорена и обезлюжена. Уничтожены богатая ханская библиотека и архивы, хранившие богатую историю татарского народа. О тысячах человеческих жертв, не только воинов, но даже женщин и детей, и говорить не приходится.
        Все улицы Казани, луга были усеяны трупами. И только для прохождения самого Ивана Грозного удалось с большим трудом расчистить одну-единственную улицу. Тысячи трупов плыли по Казанке, Волге и, наполняя ужасом видевших это, доходили до Каспия.
     Не только Казань, но и всё государство было разорено, разграблено так и до такой степени, что «подрайские землицы», как их называли русские летописи, представляли собой сплошь выжженную землю …
        Можно и нужно было воспользоваться хозяйственными достижениями татар и других народов, населявших Казанское ханство. Обращение к опыту и связям татарских купцов со многими зарубежными странами могло бы способствовать интеграции России в мировую экономическую жизнь. Этого, к сожалению, не произошло. И это оказалось упущенной возможностью.
    Бедой для России оказалась агрессивная политика Русской православной церкви, растоптавшей опыт веротерпимости, господствовавшей в Золотой Орде и Казанском ханстве.
    Политика насильственной христианизации, осуществлявшаяся руками сечиных, канашевичей и им подобных, погружавших «крестьян в купель», державших их «в заточении под караулом, в кандалах» и подвергавшим их «мучительным побоям» противопоставила не только религии, но и была рассчитана на отчуждение народов друг от друга.
   Индус ТАГИРОВ, академик Академии Наук Татарстана
Источник: Газета «Звезда Поволжья» (Казань) № 10 (785) от 17 марта 2016 года (фрагмент)
Tags: Казань
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments