g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Художник, который родился в Пскове

               

 

 

ХУДОЖНИК  М.Н.ВОРОБЬЁВ  ОЧЕЛОВЕЧИЛ  ОБРАЗ  ПЕТЕРБУРГА

 

      В 1787 году в семье низшего чина полка, квартировавшего в Пскове, родился Максим Никифорович Воробьёв, один из основоположников русского романтического пейзажа. Его картины входят в коллекции Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, краеведческих музеев Пскова, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Казани и других городов. Солдатский сын стал умным и образованным человеком, любил музыку и прекрасно играл на скрипке. В круг его знакомых входили поэт В.А.Жуковский и писатель Н.И.Гнедич, баснописец И.А.Крылов.

             Данный текст подготовлен в 2004 году Геннадием Егоровым (город Казань) в 2004 году и нигде не публиковался.

 

         Уже на одиннадцатом году жизни Максим Воробьёв был определён в казённые воспитанники Академии художеств в Санкт-Петербурге, куда был переведён из Пскова служить и его отец-капрал. Золотая медаль в 1809 году по окончании учёбы давала художнику право на пособие и заграничную командировку.

           Но в Западной Европе шли наполеоновские войны. Пришлось выполнять рутинную работу по снятию видов губернских городов России. Лишь в 1813-1814 годах он попал в Германию и во Францию с Главной квартирой русской армии, преследовавшей войска Бонапарта. Тогда им были созданы первые произведения «баталической живописи», особенно поощрявшейся позднее царём Николаем Первым.

               В 1815 году начинается педагогическая деятельность Воробьева в Академии художеств, прервавшаяся только со смертью художника. В зрелом возрасте он женится на дочери синодального живописца К.Л.Шустовой. и на протяжении 26 лет они живут в мире и согласии.

             Однако успех к мастеру кисти пришел не сразу. Он поначалу сетовал: «Труды мои остаются втуне. Недостаток ныне зажиточных любителей, могущих удовлетворить вкус их к художествам, без лишнего себе отягощения, стал причиною, что все мои труды остаются на моих руках». Только через несколько месяцев по указанию сверху его картины взял Эрмитаж с оплатой их стоимости.

                В 1820 году фортуна крупно улыбнулась живописцу. Он получил наказ готовиться в дальнее путешествие на Ближний Восток. Дело в том, что великому князю (будущему российскому императору) Николаю Павловичу понадобились чертежи сооружений иерусалимских святых мест, снятых с натуры.

        В состоявшейся поездке не обошлось без приключений. Не доходя до Иерусалима, путники были схвачены бедуинами (бродячими арабами), затащены к шейху Аду-Гошу. Тот дочиста обирал паломников. Но ситуация разрядилась, когда шейх узнал, что невольные его гости – русские эфенди (господа). Он обошёлся с россиянами любезно, угостил, чем мог. И отпустил со своими провожатыми для безопасности. Этот эпизод позднее вылился в интересную картину.  

             А три недели в Иерусалиме были наполнены лихорадочной работой, включавшей зарисовки деталей украшения святого Гроба Господня и иконостаса. Зарисовал Воробьёв и все пункты своих остановок на прямом и обратном пути.

             Поездка привила ему вкус к библейской тематике. Находящаяся в фондах Псковского музея-заповедника картина «Пещера Рождества Христова в Вифлееме» написана им в 1833 году. Известны его работы «Святогорский монастырь», «Уборка снега», рисунок «Церковь Николы на Опочках» и другие полотна, отображающие повседневную жизнь Псковского края.

              В 1828 году Максим Никифорович отправляется во 2-ю русскую армию на Дунай, где шла война с турками. Он видит взятие Варны, выполняет заказные картины на кораблях Черноморского флота.

              Вместе с российским императором он попал в шторм на корабле «Париж».  Полотном, изображавшим ту памятную бурю, Николай Первый, не раз навещавший мастерскую художника, остался доволен. Так М.Н.Воробьёв оказался в ряду первых русских маринистов (между прочим, И.К.Айвазовский был его учеником). За картину осады Шумлы в 1828 году, где изображён царь и многие сановники, её творец получил золотую табакерку, осыпанную драгоценными камнями. Кавалером двух орденов он станет уже в преклонные годы…

               Знатоки его творчества отмечают, что Воробьёв глубоко и тонко чувствовал поэзию городского пейзажа Петербурга. Хотя и не был первым из оценивших красоту «полнощной столицы». Простор Невы художник наполнил воздухом и светом, а главное – очеловечил монументальный образ города Петра (на вставке картина "Осенняя ночь в Петербурге").

              Об одной из его картин писатель Н.В.Кукольник отозвался так: «Это не картина, а ода из воды, земли и воздуха».

                    Полотнами мастера кисти пополняли свои собрания члены императорской фамилии, всемогущий граф А.Х.Бенкендорф, князь М.С.Воронцов, потомок сподвижника Петра Великого князь А.С.Меньшиков и другие вельможи. Тем не менее под конец жизни у живописца скопился целый музей никем не купленных творений. Они разошлись по рукам в ходе лотереи лишь после его смерти на 69-м году жизни.

           Можно сказать, что выходец из простых людей прожил удачную жизнь, не зная большой нужды. Врагов у него не было. Узнал он скуку и совершенно изменился лишь с безвременной кончиной любимой жены в 1840 году. Тогда Воробьёв начал искать забвения в алкоголе…

            Но вскоре снова нашёл утешение в любимом деле. Он совершил путешествие в Италию, после чего его мастерскую наполнили виды Сицилии, Средиземного моря, вулканов.

             Этот талантливый человек ушел из жизни, оставив не одну сотню учеников. В их числе, кроме уже названного И.К.Айвазовского, были И.И.Шишкин, барон М.К.Клодт и другие.

      

 

Tags: Погружение в старину
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments