g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Когда появился псковский "пошиб" в иконописи?

   

 

ПАЛИТРА  ПСКОВСКИХ  ИКОН

 

          Постоянной спутницей древних псковичей в ближних и дальних походах, их боевым знаменем и утешением в страданиях была икона.

            Иконы являлись по-человечески понятными и близкими образами: Бога, которому псковичи поклонялись,  Его Матери, которая их защищала, святых и мучеников, которые вдохновляли их на подвиги.

            Лики святых, созданные безымянными псковскими живописцами, позволяют заглянуть в духовно богатый мир чувств наших предков. Они жили во времена тревожные, далёкие от гармонии…

            Материал подготовлен в 2002 году уроженцем Пскова, краеведом Геннадием Егоровым к юбилею 1100-летия Пскова, набор на компьютере выполнен в 2010 году.

 

Поначалу знали лишь новгородцев

          По преданию, сам Иисус Христос дал свой образ, отпечатавшийся на плане, эдесскому царю Авгарю. По этому же преданию евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери. С этого, можно сказать, и началась иконопись. Она стала самым первым из всех видов искусства, освоенных русскими.

             В 11-м веке русские «богомазы» без раздумий переняли стиль византийской религиозной живописи. Но затем среди них сформировались школы, выработавшие собственный характерный стиль письма или «пошиб».

             Однако каких-то сто лет назад в справочниках приводились направления иконописи лишь московское, новгородское, владимиро-суздальское. Псковского «пошиба» не называли.

              Но в 1917 году один из первых знатоков псковской старины А.В.Грищенко предсказал: «Придёт время, когда псковских мастеров будут отличать от новгородских, а псковская древняя живопись займёт почётное, видное место». В 1929 году в том же духе высказался будущий корифей советского искусствоведения академик И.Э.Грабарь.

 

«Емлючи строки от писания»

         Последующие исследователи условно выделили три периода развития псковского стиля. Первый из них: конец 13-го – первая половина 14-го веков.

                  От него дошло мало работ, помеченных некоторой примитивностью исполнения. Но такие иконы этого времени, как «Богоматерь Одигитрия», «Успение» из собрания Третьяковской галереи, впечатляют внушительностью образа и эмоциональностью. Выражены они кистью наивной, но довольно искренней.

           Зрелость и единство псковской школы проступают в конце 14-го и в 15-м веках. В иконах «Никола», «Параскева Пятница с житием», «Ульяна», «Варвара» и в других, по мнению специалистов, проступают психологизм и живое чувство. Лицо человека, его переживания в виде радости и горя псковские мастера передают очень проникновенно.

            Художественный метод иконников из Пскова был основан на хорошо развитом видении цвета, среди которого выделялись колоритно красный и зелёный.

              В этот период расцвета псковской школы создавались и многочисленные иконы для праздничных рядов иконостасов. Разумеется, псковский живописец, «емлючи строки от писания», как и художники других направлений, не мог полностью выйти за рамки канонов, освящённых преданиями и стариной.

                    Одной из особенностей псковского искусства 15 века является преобладание икон «Сошествия во ад». Возможно, напряжённое ожидание конца мира, намечавшегося на 1492 год, отражалось в зримых образах. Характерная для этих икон сумрачная сосредоточенность была проявлением активной духовной жизни, которой жили псковичи.

                  В изображении евангельского праздника, несущего надежду  на воскрешение, в псковской трактовке ощутима всегдашняя настороженность и озабоченность своей судьбой.

 

«Самомыслие» псковичей

             Примечательно, что псковские мастера иконописи сравнительно долго и упорно сохраняли местные традиции.

              Характерный случай произошел в конце 15 века. Тогда с псковскими иконниками заспорил новгородский архиепископ Геннадий. Он осуждал их за нежелание следовать за новшествами. Укорял за их «самомыслие».

                 Ведь уже наступал 16-й век, относимый нами к третьему периоду развития псковского искусства иконописи. Тогда Москва, ликвидировавшая независимость Псковской вечевой республики, стала насаждать свою символику и наставления в иконописи.

          Осуждая псковский мастеров, митрополия не могла обойтись без них. По инициативе московского митрополита Макария, служившего ранее архиепископом новгородским и псковским, в Первопрестольную были приглашены псковские иконники Останя, Яков, Михайло, Якушко, Семен Высокий Глаголь «с товарищи». Для Благовещенского собора московского Кремля, погоревшего в 1547 году, они написали четыре иконы. Их произведения не стали шедеврами, но они отмечены высоким профессионализмом.

                Вынужденно следуя влиянию общерусской традиции, перечисленные выше мастера кисти показали монументальность и лаконизм, свойственные более раннему времени. А одна из икон, «Четырехчастная», даже вызвала протест самого начальника Посольского приказа Ивана Висковатого. Тот усмотрел в ней влияние Запада, как водилось тогда – тлетворного…

 

Иконы – окна в чистый мир

                 Современные учёные неизменно подчёркивают взаимосвязь исторического пути Пскова с образами, воплощенными на сосновых досках. Их эмоциональная атмосфера и динамика подчёркивают силу духа, стойкость, несгибаемую волю стражей северо-западных рубежей Руси.

                 Многие пожары, войны, а в недавнем прошлом и воинствующий атеизм, нанесли иконам огромный ущерб. Но уцелевшие иконы бережно сохраняются. Только в Псковском музее-заповеднике их до 700 единиц.

                 Пишутся сегодня и новые иконы. Россияне, в том числе современные псковичи, хотят по-новому взглянуть на иконы, эти окна в иной мир. Мир чистый и возвышенный…

 

Tags: Погружение в старину
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments