О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛЮБВИ К ТЕАТРУ В НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ

Промелькнувшая жизнь спрессована своей быстротечностью…
Это было в юности, уже 50 с лишним лет назад! То, что человек запомнил в своей жизни с детства и юности,- это и есть сущность этого человека. Странное занятие - посещать своё прошлое…
«Прошлое на закате
Солнцем озарено.
Помнится только - было,
Ну, было, и хорошо!»
И не важно, что вы изучали на лекциях, важно, с кем вы общались в студенчестве!
Сегодня, в условиях нашей уже ограниченной возрастной и социальной герметичности существования, повспоминать о нашей юности – как мёду напиться, а поговорить о любви к театру в те времена - это праздник какой-то. И ностальгия по золотой, бриллиантовой студенческой поре - это «наш потерянный рай». О собственной молодости всегда вспоминают со снисходительной тоской.
У В.А.Шамшурина есть мысль о том, что погружение в молодость окрашивает сегодняшние воспоминания в розовый цвет… И память услужливо стирает разные неприятности.
«Мы жили тогда на планете другой…» Наше театральное тяготение и стремление к лицедейству, конечно же, кроме неистовой увлечённости, было для каждого из нас по-настоящему душеполезным занятием. Нас от радости разрывало.
Театральный бум 60-х начинался с Ефремовского «Современника» и со студенческого театра МГУ с прославленной Ией Саввиной. Какое это счастье, что мы не прошли в жизни мимо этих дней всепоглощающего увлечения, влюблённости в театр! Мы были очарованы нашим студенческим братством, не хотели расставаться после лекций, и театральные репетиции в нашем университетском драмкружке были продолжением этого содружества. А минуты нашего раскрепощённого творчества в самодеятельных спектаклях были тогда для нас самыми счастливыми мгновениями жизни…
И как это здорово, что сегодня, уже в наши осенние годы, через 56 лет, эти воспоминания так очаровывают и согревают душу!
Продолжение под КАТОМ:
Я, наверное, как и многие из нас, лицедействовала с малолетства, как и все дети: в детском саду, во дворе дома, школьном, студенческом, а затем и в городском молодёжном коллективе при Областном Доме работников просвещения. О нём в книге воспоминаний об Адрианове актёр Александр Мюрисеп написал, что этот городской театр с режиссером Романом Вецнером, был эквивалентом Ефремовского «Современника».
Вспоминаются мои давние роли в разных самодеятельных спектаклях. Они были, на удивление, неповторимы в своей неотразимости и очаровании, такие непохожие, отдалённые эпохой и временем.
Несбывшаяся любовь Павки Корчагина – Тоня Туманова.
Светская дама Софья Карамзина из пьесы о Лермонтове. Баронесса Штраль из Лермонтовского «Маскарада». Это из школьного театра.
Студенческая самодеятельность началась с роли Сани Веткиной - подруги главной героини, в Погодинской «Маленькой студентке». Затем - геолог, мечтательница и «путешественница за туманами» - Кира в пьесе советского драматурга Веры Пановой «Проводы белых ночей».
Театральная и артистическая среда того времени в г. Горьком была к нам, на редкость, расположена и приветлива.
Успешным студенческим коллективом заинтересовались тогда в Москве и пригласили нас на прослушивание к приехавшему в г. Горький ассистенту режиссера одного из известных Московских театров.
А в 1960 году по совету нашего куратора, преподавателя истфила ГГУ Ариадны Николаевны Алексеевой, возникла смелая идея поставить сцены из романа «Война и мир». Так, по авторскому сценарию Генриэтты Хлебниковой, нашей однокурсницы и бессменной участницы всех спектаклей, ожили на самодеятельной сцене несколько картин великой эпопеи, а мы приобщились к незабываемым образам. Очаровательно сыграла юную Наташу Ростову Генриэтта Хлебникова. Удачной была и роль Николая Ростова в исполнении, тогда нашего однокурсника – будущего поэта Юрия Адрианова. Мне досталась Элен.
В драматичной сцене потрясения после очередной измены красавицы-жены Элен Безуховой, Пьер Безухов (исполнитель роли Лев Богданов) в состоянии отчаяния едва не совершает её убийства.
Зрители сравнили нашу с ним игру с неистовыми эмоциями во время кухонной ссоры в коммуналке… Костюмы были неубедительными или мы всё-таки правильно передали гениальный замысел классика?
Эта работа была показана не только в Областном Доме работников просвещения, но и в Пединституте в 1961 году, когда отмечалась очередная дата памяти Л.Н.Толстого.
«Давно нет многого в помине,
Что испарилось, как вода.
Но всё, что помнится доныне,
В крови с тех пор и навсегда!»
(В.А.Шамшурин)
Так, в жизни бывает даже то, чего не может быть…
И вот чувство поколенческого братства, спустя многие годы, зовёт нас на встречу с юностью…
«Нас эпоха раскидала,
Но пропасть нам не дала,
Нашу тягу разгадала,
Пожалела и свела…»
Это у Е.Евтушенко так точно про нашу встречу, хотя на перекличке дружбы многих нет…
А годам нашим – низкий поклон!
И всем - мудрое напутствие А.Цирульникова: «Каждый человек, достигший дальних лет жизни, не должен оставаться без своих ровесников в другом времени и чувствовать себя лишним среди своих же взрослых внуков и детей. Надо иметь много душевных и физических сил, чтобы сделать своим этот чужой период жизни».
«Мчится время, но сердцу поныне
Без сердечного слова нельзя!
Оставайтесь родными, родные!
Оставайтесь друзьями, друзья!»
03.06.2016 год Г.К. Ветлужская (Мухина)
ИСТОЧНИК: статья (в сокращении) «Групповой портрет в интерьере эпохи» Г.К. Ветлужской (Мухиной) из журнала «Страницы прошедшего времени», сборник 1-й, Нижний Новгород, 2016 под редакцией Ветлужской Г.К.