ЗНАКОВАЯ ФОТОГРАФИЯ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань,
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь деянья дедов наших, здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг,
Здесь живет моя подруга, райский свет в ее очах.
Габдулла Тукай («Пара лошадей», фрагмент)
На-днях в обзоре событий собственной бренной жизни я заметил, что нынче у меня стукнет 40-летие поселения в Казани (1977 год). И тут сразу вспоминается фото, сделанное ещё двадцатью годами раньше (1957 год), где я вышагиваю по железнодорожным шпалам, проживая в городе Горьком (в 1950-1960 годы).
Не все сегодняшние нижегородцы помнят, что в ту пору в Нижнем Новгороде кроме Московского вокзала (на левом берегу Оки) был ещё Казанский (до революции – Ромодановский) вокзал на правом берегу Оки. Он существовал с 1900 до 1974 года. До самой Казани от Горького та ветка не вела: поезд по ней шёл только 284 версты. И требовалась до Казани пересадка на восточную Рязанско-Казанскую линию. Но это был единственный путь к Горькому (Нижнему Новгороду) с юга, со стороны Арзамаса. Тогда как к Московскому вокзалу железная дорога подходила с западного направления и направлялась далее на восток, Урал и Сибирь.
Ещё немного под КАТОМ:
Правый берег Оки довольно высокий, так что от района Мызы до города железнодорожная ветка шла вдоль самой воды, под обрывом, узкой полоской среди зарослей кустов и деревьев. Потому и погулять было хорошо в этой зелёной зоне. Что мы и делали в студенческие годы, прихватывая с собой фотоаппарат.
В кадре моего «Зоркого-С» я топаю по шпалам казанской ветки в 1957 году. Причём именно в сторону Казани, не полагая ни сном, ни духом, что ровно 20 лет спустя стану постоянным жителем столицы Татарстана. То есть, снимок очень даже судьбоносный!
Покажем ещё здесь попутно дореволюционное фото Ромодановского (Казанского) вокзала:

