g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

В.Тоотс-публицист начала 1990-х годов

 

 

НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ

 

          Самые страшные потери – духовные, нравственные.

       События социально-политической жизни стали достаточно яркими явлениями, подтверждающими потери человечности, девальвации духовных ценностей: теории приоритетности коренных наций, просто наций, морально-психические атаки национальной инфократии на так называемых мигрантов, разделение людей по гражданству, сроку проживания…

         И здесь перечислено далеко ещё не всё. На сегодня можем чётко определить: многими и многими среди и вокруг нас не освоена простая истина, что основа живого – клетка, физического – атом, а человеческого общества – человек. Он, человек, мера всех вещей – архитектуры, политики, экономики, права и т.д.

                      На фото Вальтер Тоотс в 1990 году в Тарту

          
Мир, правда пока не весь, убеждён в необходимости гуманизации международной политики, наук и современного технитизма. Мы же здесь, на Южном побережье Финского залива, выкорчевываем гуманизм в отношениях между людьми, к человеку!..

           Выкорчёвываем!.. Несмотря на то, что уже давно провозглашался известный человеческий принцип: «Возлюби ближнего своего!» - требование большинства религий мира.

           Противостояние!.. Имеем ли дело с нравственным антимиром?

           …Структура мозга неандертальцев, как это выяснили антропологи, соответствует повышенной агрессивности. Не исключено, что в ордах неандертальцев начала взаимопонимания (кооперации) утверждались с значительно большими сложностями, чем у кроманьонцев, которые развили в себе способность подчиняться общественной дисциплине, опекать умельцев и хранителей мудрости. Так, неандертальцы отставали в развитии, были менее дисциплинированы и хуже вооружены…

         Эту интересную информацию я вычитал из статьи академика-философа Никиты Николаевича Моисеева в новом журнале «Человек». Неандертальцев подвела нравственность, ставшая важнейшим фактором отбора, но не индивидуального, а межпопуляционного.

       Нужна ли нам сегодня, когда неустанно глаголим о судьбе эстонского народа, трагедия, подобная трагедии неандертальцев, подчёркивающая роль нравственности в судьбах рода человеческого!..

          «…И чем дальше развивалась цивилизация, совершенствовалась технология, чем более могучие силы получал в своё распоряжение человек, тем значительнее становилась роль нравственности…»

           Постепенно начинает возникать представление о всепланетарной глобальной общности людей, о чём уже более полувека утверждала «Живая этика» Рерихов. В поисках диалектической причинности на первом месте экологический императив. Глобальная общность затребует свою реализацию, как утверждает академик Н.Н.Моисеев, уже в ближайшие десятилетия (!).

           В целях чёткого понимания того, что выбор нашего пути никак не может быть связан противостоянием, рознью, враждой, взаимонепониманием людей, наций, мы связываем свою публикацию на страницах нашей газеты правового акта ООН Всеобщую декларацию прав человека. Декларация принята как акт правовой, юридический. Он прежде всего документ духовного возвышения человека, величия его. Это акт нравственного начала и характера. И нравственного утверждения.

        Итак, уважай, «возлюби ближнего своего!». Перекуй чувства розни в чувства доброжелательности. Мир идёт к тому.

        Помни, нравственный императив теперь превыше всего.

О нравственном императиве и потребности его осуществления, как реальной нормы нашей жизни, рассуждал

В.Тоотс

 

        Из газеты Кохтла-Ярвеского Совета народных депутатов (Эстонская ССР) «Наша жизнь» № 3(6) 15 января 1991 года (главный редактор Вальтер Тоотс)
Фотографировал Геннадий Егоров

  
Tags: Моя Эстония, Эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments