ЛЮДМИЛА, ГЕННАДИЙ И ЯГОДКА-МАЛИНКА
Казанский поэт Геннадий КАПРАНОВ (1938 - 1985)
Если говорить о дачных видах на урожай ягод в 2009 году, то он неблагоприятный. Слива «отдыхает». Вишня какая-то худосочная, видать из-за засушливого года (Татарстан нынче по прогнозу теряет из-за недостатка влаги треть или половину урожая зерновых). Появились первые ягоды малины, которую ещё не пробовал. Но сфотографировал вчера.
Увы, кусты смородины подозрительно желтеют. Малина, вроде бы совсем неприхотливая и буйно растущая, ежегодно требует культивации. По части агрономии автор этих строк не специалист. И таковым стать не стараюсь, особенно в нынешнем положении со здоровьем…
Здоровье, здоровье… Каждое лето тут, на даче в Ключищах, слышишь печальные известия о смертях знаменитых людей из мира искусства. Неделю назад 50-летним ушел в Мир Иной певец Майкл Джексон. А вчера на 81-м году скончалаь великая певица ЛЮДМИЛА Зыкина, большая симпатия главы правительства СССР Косыгина, которую предали все 4 мужа, но им она не мстила.
Ведущий радиостанции ЭХО МОСКВЫ Матвей Ганапольский посвятил ей отличное эссе, взяв за основу популярную песню из репертуара певицы:
Издалека долго, течет река Волга,
Конца и края нет…
А мне семнадцать лет!
Мне лично вспоминается другая песня Зыкиной:
Сладку ягоду рвали вместе мы,
Горьку ягоду – я одна…
Песня о грехе двоих, за который приходится расплачиваться женщине (абортом или внебрачным ребёнком). Для меня в жизни подобная ситуация была практически неактуальной, потому что ЭТО САМОЕ я совершал в рамках брачного раздела законов. И потому ЭТО САМОЕ было несладким актом (сладок ведь ГРЕХ!?).
От Людмилы перехожу к ГЕННАДИЮ, но не Геннадию Егорову, а к Геннадию КАПРАНОВУ. Казанскому поэту, ровеснику Зыкиной, да и моему сверстнику. Умершему, однако, как и повелось среди поэтов, преждевременно. И долго-долго пребывавшему в безвестности. Пока недавно усилиями энтузиастов не была издана книга его стихов. О том, где можно купить эту книгу, в каждом номере сообщает в разделе новостей (Volga area news) газета ЗВЕЗДА ПОВОЛЖЬЯ. Газета, читаемая мною всегда по пути на дачу на пароходике.
Покупать книжечку Капранова я не стал. Признаться, его стихами вовсе не очарован, хотя многие из них мне нравятся. А к тому же названная казанская газета, на 90% посвященная политике, долгое время печатала выборочно творения земляка. Были и реценции на них. В недавнем отзыве кандидата филологических наук Рамиля Сарчина верно отмечается, что при всей простоте стихи поэта выдержаны в русле поэтики необычности и неожиданности. И в них то и дело ВДРУГ оказываешься перед чудом жизни.
Пожалуй, это характерно для произведения « ЯГОДЫ», которое я перепечатал на ноутбуке год назад и сохраняю его в блоке памяти компьютера по сей день. Вот этот в общем-то простой, но одухотворённый стих, в котором даже дачная природа очеловечивается:
ЯГОДЫ
Земляничина аленька,
точно рот молодой,
ну скатись, моя маленька,
ну скатись на ладонь!
Точно глазки девчонки,
всё внутри молодят,
вишни-парочки чёрненьки
из-под листьев глядят.
Ой вы, ягоды родины,
с соком солнца и гроз!
Кисть прозрачной смородины
и черёмухи гроздь!
Вы и дальше манили бы,
я не знал бы тоски,
если бы не малинины,
как живые, соски!
Вишни пальцами трогаю,
обрываю притом,
а малинину пробую
обезумевшим ртом!
Тот же литературовед Сарчин пишет, что Капранов предельно честен и точен в выражении психологии любви. И любовью он измеряет нравственную состоятельность человека, себя – прежде всего. Цитируется такой отрывок из Капранова:
Я, например, свой дар небес
И всю поэзию изгадил
Тем, что под кофточку залез
И грудь у девушки погладил…
Чрезвычайная целомудренность, как и в стихотворении «ЯГОДА»! И далеко до ситуации, о которой поётся в песне Зыкиной про ГОРЬКУ ЯГОДУ.
По настоянию общественности Геннадий КАПРАНОВ в 2008 году всё-таки стал лауреатом поэтической премии имени Г.Р.Державина Республики Татарстан.
Из барельефа памятника Державину в Казани. Собств. фото
Памятник Державину, снесённый большевиками, недавно восстановлен в Казани в первозданном виде. Капранову возрожденный монумент корифея поэзии увидеть не довелось. А между тем в барельефе памятника запечатлены… голые женщины! Или это поэтические нимфы, которым положено быть обнаженными?
село Ключищи, 2 июля 2009 года