g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Успенский собор Свияжска строили псковичи


   УСПЕНСКИЙ СОБОР В СВИЯЖСКЕ


           Свияжск как памятник древнерусского зодчества не может и не должен находиться в забвении. Он будет пользоваться не меньшей популярностью, чем, скажем, Кижи, если его сделать архитектурным заповедником…
       Успенский собор – интереснейший памятник древнерусского зодчества Свияжска и один из немногих храмов 16 века, сохранившихся в Среднем Поволжье. Как уникальный памятник архитектуры, он не раз был темой специальных научных исследований…
    В некоторых печатных трудах ошибочно указаны даты начала (1555 г.) и окончания (1561 г.) строительства собора, которые документально не подтверждаются. Но достоверно установлено, что строителями храма были псковские мастера-белокаменщики. Шёл декабрь 1555 года. Из Москвы Иван Грозный новгородским дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому высылает царскую грамоту… «велел есми псковскому диякону Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву, да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи, к весне в Казани новый город Казань камен делати, при братии 200 человек псковских каменщиков, стенщиков, да ломцов, сколько будет человек пригоже…»
          Известно, что в это время ни в Казани, ни в Свияжске не было и не могло быть других русских мастеров-белокаменщиков. Если бы они были, то не понадобилось бы их присылать издалека.
      Предполагают, что часть каменщиков артели псковичей, прибывших весной 1556 года для строительства Казанского Кремля, была направлена в Свияжск, возводить монастырские постройки. В 1556 году они заложили Успенский собор, а через четыре года, 12 сентября 1560 года, храм был открыт. Об этом говорит и надпись на древнем антиминсе «лет 7069 мца сентября … при благоверном царе и великом князе Иване Васильече…»
           За многовековую историю своего существования Успенский собор неоднократно подвергался переделкам и реконструкциям. Древний облик храма был утрачен, но его псковские архитектурные детали сохранились до нашего времени. Первоначально это был одноглавый, почти квадратный в плане, четырёхстолпный крестово-купольный, трёхапсидный храм, возведенный из белого тесаного известнякового камня…

Общий вид Успенского собора. Юго-западная сторона. Рисунок В.П.Остроумова и В.В.Чумакова по реконструкции
      Архитектура Свияжского Успенского собора – явление неповторимое на Среднем Поволжье. Лишь два памятника можно сравнить с ним: Никольскую церковь того же монастыря, стоящую рядом, и Спасскую церковь Казанского Кремля. Оба этих памятника неоднократно перестраивались, но даже сейчас по сохранившимся архитектурным деталям и конструкциям видно, что они сооружены одной и той же артелью псковских белокаменщиков.
        Псковские мастера строили по всей Руси и почти всегда сталкивались с традициями местного зодчества. Это оказывало влияние на архитектурный облик возводимых ими церквей. Архитектура храмов получалась не типично псковской, а смешанной, т.е. с мотивами местного зодчества. Примером смешанного московско-псковского зодчества являются Благовещенские соборы Московского и Казанского Кремлей. В Свияжске местных архитектурных традиций не существовало. Вот почему Успенский собор получился как бы чисто псковским, без среднерусских деталей.
          Наиболее близкими по архитектурному облику и конструкциям храмами, являющимися прообразом Успенского собора, считаются церковь Николая Чудотворца с Устья (15 век) на реке Великой, церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.), собор Петра и Павла с Буя в Пскове (1540) и Дмитриевский собор в Гдове (1540). Это были типично псковские кубические, одноглавые, четырехстолпные, сводчатые, трехапсидные храмы с восьмискатными пофронтонными покрытиями… Архитектурный облик псковских храмов окончательно сформировался в 15 веке. Но и в 16 веке он долгое время неизменно сопутствовал зодчеству…

Успенский собор в начале 20 века. Из фотоархива В.В.Чумакова
          Казанский историк и археолог Н.Ф.Калинин в 1957 году напечатал в издательстве Академии Наук СССР труд «Постник Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского Кремля», в котором высказал мнение, что Постник Яковлев и Барма – это одно и то же лицо. Барма – прозвище Постника, Постник – имя…
           Каково же действительное участие Постника Яковлева Бармы в возведении зданий, находившихся на большом расстоянии друг от друга?
            Мы полагаем, что без его участия, известного в то время «городовых и церковных дел мастера», приехавшие из Пскова «каменщики да ломцы» не могли возводить стены и башни Казанского Кремля. Это подтверждается и тем, что имя Постника Яковлева неоднократно упоминается в казанских писцовых книгах. Безусловно, что строительство осуществлялось под его руководством, по его макетам. Однако, надо полагать, что пока строили храм Василия Блаженного (1555-1560 гг.), Постник Яковлев постоянно находиться в Казани не мог, а бывал здесь лишь наездами. Ведь в Москве на Красной площади возводили величественный и красивый храм, где без постоянного глаза зодчего обойтись было невозможно.
           Только в конце 1560 года после окончания строительства московского храма он имел возможность покинуть Москву и приехать в Казань для завершения начатых построек. Следовательно, не отрицая участия Постника Яковлева Бармы в строительстве Свияжского Успенского собора, надо полагать, что из-за занятости делами на других постройках он не имел возможности часто бывать в Свияжске. Собор же возводил его помощник, псковский мастер-белокаменщик Иван Ширяй, имя которого упомянуто в известной грамоте 1555 года и в летописях. Он постоянно находился в Казани, где перестраивали Кремль. Направив часть своей артели в Свияжск для сооружения монастырских построек, он мог часто бывать в Свияжске и следить за строительством.
        Иван Ширяй построил на Псковщине немало подобных храмов, слыл опытным мастером. По-видимому, это он «со товарищи», каменщиками, возвёл из белого тёсаного камня на берегу Свияги хорошо известный тип псковского храма, воплотив в нем близкие им архитектурные формы, вложив всё своё умение и неповторимое мастерство…
       Исследования свияжских памятников архитектуры еще не закончены. Их следует продолжить, здесь поспешность не нужна. Только на научно обоснованных исследованиях, в сравнениях и путём глубоких раздумий, можно сделать правильные выводы.
Вид Свияжска в 1960-е годы. Фото В.В.Чумакова

        Свияжск – яркая страница древнерусского зодчества. Воплощенный в камне при участии известного мастера- белокаменщика Ивана Ширяя и замечательного зодчего Постника (Ивана) Яковлева Бармы, он воспринял прекрасные архитектурные формы древнего Пскова.
          Из книги В.П.Остроумова, В.В.Чумакова «Свияжск. История планировки и застройки», издательство КГУ, Казань, 1971.
Tags: Краеведы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments