g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Физики тоже тонут. Но им чаще везёт

Оригинал взят у g_egorov в О своих приключениях вспоминает физик Александр Владимирович Стрелков

ЧП на Горьковском водохранилище.
Невыдуманная история от 1967 года

АВС молодой

На снимке : физик Александр Владимирович Стрелков в годы молодые

                                                       А в тебе, о морская пучина,

                                                      Погибнет красавец-мужчина.

                                                        И люди, увидевши гроб,

                                                        Поймут, что бедняга утоп…

                                                               ЧЕРНАЯ ШЛЯПА

                                                       (по мотивам шансона Аркадия Северного)

Бороться и бояться за свою жизнь в настоящее врем.я для большинства из нас может показаться более чем никчемным. Войной вроде бы не пахнет. От косящих болезней сделаны прививки. Залезть под колеса городского транспорта, либо попасть под бандитский нож в подмосковном городе учёных-атомщиков Дубне, где пишутся эти строки, довольно проблематично. Ну а метеориты у нас, как и везде, падают довольно редко. И так приятно жить, когда ты спокоен за завтрашний день. Но вот совсем недавно мне пришлось ощутить на своей шкуре и испытать самым конкретным образом лондоновский лозунг любви к жизни…

          Развлечение богов и героев

В конце августа 1967 года, напевая песню В.Высоцкого «Спасите наши души», я прыгал по вершинам волн Горьковского моря на скоростной лодке. Слегка штормило. Волнение на море не позволяло развить максимальную скорость, а ветер, срывая брызги с вершин волн, больно бил ими в лицо.

    В лодке кроме меня никого не было. Я ехал за своим товарищем, который ждал меня на плотине. На шее болталась кинокамера, с помощью которой я фиксировал процесс дробления наиболее крупных волн о нос моей лодки. В резерве ещё было немного времени. И я решил подзаняться «спортом богов и героев», так красочно описанным Д.Олдриджем…

    Сущность этого развлечения заключается в использовании для движения (либо для увеличения скорости) скатывающей силы от набегающей волны. В моем случае, когда скорость лодки намного превосходит скорость волн, угол между вектором скорости лодки и фронтом волны достаточно мал. И это создает большую трудность в отыскании и сохранении этого оптимального угла. Несмотря на трудность управления лодкой в таком режиме, я получал довольно ощутимый эффект прибавления скорости. И , оседлав волну, лихо мчался к самой середине моря. Однако вскоре сложности управления сделали своё коварное дело: я выбился из режима ускорения и сорвался с волны. Не удались мне и ещё несколько попыток оседлать волну…

    Тогда я подыскал самую большую и крутую волну. И, разогнавшись на полном газу, вскочил на пенистый вал под углом порядка 30 градусов. Но этот угол оказался Роковым!

Следующего мгновения я просто не успел понять. Только почувствовал, что ЗАВИСАЮ НА ПЕТЛЕ –авиационный термин, связанный с недобором скорости на вершине МЕРТВОЙ ПЕТЛИ. Состояние невесомости под аккомпанемент бешено ревущего мотора с ненагруженным винтом продолжалось считанные секунды. В следующее мгновение лодка плыла по небу, а над моей головой была … вода! Пролетающие над головой вершины волн стукнули в лицо, затем я почувствовал, как холодные струи легко проникают под мою одежду.
Самое интересное под КАТОМ:

            Лодка … над головой

Приводнение совершилось! Я, конечно сразу всплыл. И увидел, что мое судно, не завершив полного оборота в воздухе, по инерции продолжает свой путь на боку. Словно не зная, куда же ему падать. Варианта было два: либо переворачиваться, либо вставать в нормальное положение. Качнувшись, лодка встала в обычное положение. Винт очутился снова в воде. Нагруженный мотор , сбросив обороты, слегка приумолк и понёс лодку от меня подальше. Но-но…   Но затем лодка развернулась и показала мне борт. Только тут мне стало ясно, что моя быстроходная посудина идет по кругу с постоянной установкой руля (сбросить газ при падении я ,конечно, не успел).

Надо было готовиться к встрече! Опыт далекого детства –прыжки на подножку трамвая, идущего на полном ходу, к сожалению, пригодиться уже не мог. Потому что невозможно целиком выпрыгнуть из воды в рассчитанном месте. Моторка, лихо задрав нос, уже мчалась на меня. И грозила изрубить меня винтом, сделав полуфабрикатом для бифштексов. Оставалось только набрать в легкие побольше воздуха и опуститься поглубже. Этому как раз содействовали уже совсем намокшая одежда и висящая на шее кинокамера.

     В ушах нарастал звон. Уже звон, а не гул, как в воздухе, так как скорость звука в воде значительно больше. По допплеровскому скачку частоты я определил момент прохождения судна над головой. Это и послужило сигналом для начала всплытия. Всплытие было медленным, так как для безопасности я забрался очень глубоко. А помогавшие мне в погружении вещи теперь давали обратный результат. Наконец-то, истерично махая руками, я оказался на поверхности. И почувствовал вкус ВОЗДУХА! Самого обыкновенного сырого воздуха.

   Сделав несколько судорожных глотков, я с ужасом увидел, что моторка, завершив круг, летит на меня снова. Процесс подныривания пришлось повторить…

                   Ла-Манш на Волге

    После третьего нырка я понял, что всплыть на поверхность в четвертый раз уже не смогу. К счастью, установка руля все-таки сбилась. И на четвертом развороте разъяренное плавсредство прошло довольно далеко. Покрутившись, оно исчезло, повинуясь статистически выбираемому курсу…

     Я попытался, что называется, очухаться. Кинокамера и амуниция настойчиво торопили меня на дно. Пришлось отпустить их туда пока что без меня. Камера своим ремешком умудрилась за время ныряния сделать несколько оборотов вокруг шеи и сокращала доступ воздуха в легкие. Распутать ее ремешок и расстегнуть пуговицы плаща и ватника в такой обстановке было невозможно. Я нащупал в кармане острый нож и с его помощью быстро освободил горло, разделся. Фешенебельный прибор КВАРЦ-3 , купленный в рассрочку на предыдущей неделе, слегка задев мое колено, беспечно подчинился закону Архимеда. А лохмотья разрезанной одежды ещё долго путались в ногах…

   Осмотревшись, я убедился, что для купания выдалась точка, равноудаленная от берегов, которые со всех сторон казались узкой ниточкой на горизонте. Был виден только мигающий маяк, возвышавшийся на входе в предшлюзовую гавань.

         Перевернувшись на спину, я отдохнул. И философски осмыслил происходящее. Ширина водохранилища в этом месте около 30 км. Да и фарватер идет под берегом, так что плыть придется километров 15. А это 7-8 часов против ветра и волн! Сие показалось мне фантастичным. Но воспоминания о массовых переплывах Ла-Манша вдохнули в меня струю бодрости. И веру в конечную вероятность спасения.

    Я попытался плыть. Гребешки набегающих волн ударяли в лицо, я быстро нахлебался воды. И через каких-то 15-20 минут понял, что доплыть невозможно. От этого стало совсем страшно . Реальность конца! Перед глазами пробежали наиболее ярко выраженные моменты прожитой жизни. Я несколько раз видел что-то аналогичное в кино в минуты гибели героев. И понял, что это не трюкачество постановщика, а безусловный общечеловеческий рефлекс на приближающуюся СМЕРТЬ. По всему телу разлилась какая-то беспечность и слабость. Я понял, что это уже КОНЕЦ!

                        Спасительная яхта

Однако тут я увидел на горизонте парус! Он был далеко, даже очень далеко. Но это была НАДЕЖДА. Я встряхнулся и решил поплыть к нему. Теперь я уже плыл поперёк волн . И так было легче. Для самоподдержки во всю глотку заорал песню. Но уже не «Спасите наши души», а «В лесу родилась елочка». Я грёб и грёб к фарватеру, ведь там можно было рассчитывать и на проходящее судно. Но вот прошло полчаса заплыва. Парус исчез… А сил было потрачено много, слишком много. Состояние депрессии возвратилось.

     Я снова перевернулся на спину. Облака раздуло. И над головой сверкало солнце. По голубому-голубому небу летели белые-белые чайки…

     Это уже конец! И конец окончательный. Скоро, скоро эта райская картина будет покрываться водой… Но вот чудо: мне послышалась человеческая речь. Звуковая галлюцинация или уже реальный голос из Преисподней? Ведь я словно бы находился на границе ЭТОГО и ТОГО света.

     Обернувшись, я увидел совсем близко, в каких-то 200-300 метрах, плывущую по ветру яхту ! И ветер отчетливо доносил голоса с неё. Яхта незаметно подобралась сзади, когда я из последних сил делал рывок к фарватеру. Теперь она неслась прямо на меня…

  Но что это? Не доходя метров сто, она сменила галс и стала удаляться! Тут уж я заорал, вложив в крик всю оставшуюся энергию. Меня заметили и подобрали.

         Отлёживаясь на теплой от солнца палубе, я не верил в реальность спасения. Как, между прочим, в реальность того, что вот-вот мог очутиться на ТОМ СВЕТЕ. Мои спасители между тем достали лоцманскую карту , чтобы сообщить, что мне оставалось плыть до берега «всего» каких-нибудь 12-13 км, на которые затем мы потратили около 2 часов хорошего хода.

                Лодка, атаковавшая баржу

      Я заметил стоявшую на яхте бочку и спросил хозяев о её назначении. Получил ответ, что именно ей я обязан спасению. Мне растолковали, что они очутились на середине моря только потому, что плыли на другую сторону за родниковой водой. Здесь она цвела и пить в лагере яхтсменов было нечего. Руководитель дал приказ набрать чистой воды. Но с полной бочкой им пришлось бы бороться на обратном пути с встречным ветром. И подобранный «утопленник» стал прекрасной причиной, чтобы возвратиться в лагерь с пустой бочкой.

     В лагере я узнал от очевидцев о судьбе своей моторки. Они наблюдали, как она выписывала кругаля около носа идущей по фарватеру самоходной баржи САЛЕХАРД. Баржа, тревожно сигналя, легла в дрейф. А капитан со своего мостика сыпал в рупор отборнейшую брань в адрес хулиганствующего водителя лодки.

     Но вот неуправляемая лодка, наконец, решилась и атаковала самоходку, взяв её на АБОРДАЖ. Угол столкновения был не очень большой. И малышка рикошетом благополучно отлетела в сторону. Другие утверждали, что видели с берега моё судно преследующим милицейский катер. Оно словно проверяло маневренные качества сторожевика спецслужбы.

    Свою беглянку я все-таки нашел на берегу в 6-7 километрах от того места, где меня высадили яхтсмены. А ведь она могла уйти в любую сторону и притом очень далеко. Выскочить, например, на бетонную плотину и разбиться вдребезги. Но нет. Она залетела на берег на несколько метров и покорно лежала кверху днищем, несимметрично ударившись о пень. Винт неестественно задран к небу.. На нем стрекоза нервно передёргивала прозрачными крылышками, любуясь собственным отражением в зеркальной лопасти винта .На песке расплылось большое бензиновое пятно…

Сетевая версия рассказа  блогера Геннадия Егорова

Tags: Штрихи от физика А.В. Стрелкова
Subscribe

  • Смешные афоризмы про деньги

    Существуют три верных друга: старая книга, старая собака и наличные деньги. Из всего, что передается половым путем, только деньги…

  • Власть уборщицы

    Единственный человек в конторе, который может сказать директору в глаза: "Встань и выйди отсюда!" - это уборщица. Молодец, баба!

  • Вы так умеете? (открытка)

    Открытка из Фейсбука с ленты Фитхакер

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments