g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Category:

Остановка на безлюдной зимней дороге не стала стрессом


«ВОТ ТАК ЭТО ВСЁ И СЛУЧАЕТСЯ»
Фёдор Стрелков дек. 2016
Фёдор Стрелков в Кордоне Яры, декабрь 2016 года

           Наша одинокая изба в лесном Кордоне Яры на реке Керженец Нижегородской области. 7 января 2002 года. До этого несколько дней было довольно холодно, даже ниже -20 градусов. Вдруг 6-го января стало то ли ноль, то ли +1. (Так же было и 6 января в 2000, 1999, 1998 - традиция, что ли?). Мы сходили в посёлок Рустай, а уже 7-го надо было ехать в Нижний Новгород..
        В то время кордонным авто был далеко не новый УАЗ, и в нём часто появлялись проблемы. На этом УАЗе мы и отъехали от избы. Было -17 градусов. Вместе с нами уезжали товарищ моего отца (физика Александра Владимировича Стрелкова – далее АВС) Роман Васильевич Самохвалов и внучка охотоведа Керженских краёв Катя Путилова. Проехали около 11 км, 5 из которых по бездорожью. Впрочем, зимой это не очень важно: грязи-то нет, да и снега нового было не так много (как тогда мне показалось). Так вот, проехали пос. Берёзовский, вдруг несколько раз подряд авто стало глохнуть. Остановились. АВС и Роман Васильевич открыли капот. Я подумал, что дел минут на 5-10, и сам пошёл пешком вперёд со словами "Догоняйте!".
           Я специально пошёл вперёд, и не просто вперёд, а в сугробы с правой стороны, чтобы хоть немножко откопать линию узкоколейной ЖД. Откопал, рельсы были на месте. К сожалению, в мае того же года на этом месте уже их не было: рельсы в том месте в апреле-мае разобрали. Как будто предчувствуя их утрату, я решил в последний раз хоть немножко взглянуть на рельсы, чуть раскопав.       Посмотрел, вышел на дорогу, иду …

       Что-то УАЗ не едет и не едет, ну, я иду дальше и думаю, кто быстрее: я дойду до Малых Орлов или меня уже догонят? То, что до Малых Орлов около 5 км - как-то об этом я не подумал и просто шёл. Вдруг догоняет и останавливается около меня машина типа "таракан" (то ли ВАЗ 2108, то ли 09 - не помню), из неё высовывается лицо парня чуть постарше меня, не внушающее доверия (и там несколько таких же лиц-пассажиров) и говорит:
- Эй, ты!... Садись, поехали.
- Спасибо, но мне никуда не надо.
- Нет, тебе надо!
- Я Вам точно говорю: мне никуда не надо.
- Да ты что, не знаешь, что ли, мы тебя отвезём! Надо тебе!
       Увидели, как сзади подъехал Жигуль-классика (вроде бы, ВАЗ-2106), и говорят:
- Не веришь нам - вон, тебе объяснят!
И "зубила" уехала. Останавливается "классика", там несравненно более приличный водитель, да ещё и с дамой.
Далее не помню: то ли я сзади у уезжающей "зубилы" увидел в пассажирах Катю, то ли она была в подошедшей машине - не помню.
        И тут я всё понял. Также мне и водитель объяснил: "Отец велел девчонку и тебя отвезти в Большие Орлы к егерю - у них там, похоже, надолго", и мы кортежем из двух авто поехали ещё километров за 8-9, в Большеорловское поселение. Катя показала, где живёт егерь дядя Юра Самыгин. Мы пришли к нему и говорим, что с УАЗом что-то случилось. Пока его жена тётя Оля нас поила чаем, дядя Юра готов был пойти за трактором. «Ничего, - говорит, дёрнем, досюда точно дотянем, а там в тепле разберёмся». И только он собрался, в квартиру входит АВС!
А вот что происходило у заглохшей машины: АВС стал разбираться. Вариантов, почему не заводится, не так много. Точнее, заводится и глохнет.
       Время шло, отец подумал, что я могу замёрзнуть. Пальто, в котором я был, отец по сей день называет демисезонным, хотя сам в нём зимой ходил. Да ещё и чтоб Катя, которой тогда было 11 лет, не замёрзла, решили её отправить отогреться на Шарагу (местное название пос. Большеорловское). Проезжающие 2 ВАЗа остановились, туда села Катя, автомобилистам велели ещё и меня взять по пути. Но я-то ничего не знал и не подозревал. Поэтому, этакий "эстет", не захотел садиться к "мутным пацанам", которые за меня знают, куда мне надо.
        В тот момент около заглохшего УАЗа надо было с какой-то целью получить небольшой огонь, возможно, погреть руки или что-то нагреть, чтобы растаяло. С помощью бензина чуть ли не в консервной баночке огонёк разгорался. Тут стало темнеть, и дядя Роман сказал фразу, ставшую для нас крылатой: "Вот так это всё и случается."
Имелись в виду истории с замерзанием в дорогах и т.п.
         Открыв карбюратор, отец увидел, что вся его поверхность покрыта ледяной коркой. Поскольку 5 дней назад УАЗик пробивал дорогу к избе через сугробы, снег попадал на двигатель. Растаяв, снег испарялся, а на карбюраторе конденсировался  и наморозил тот самый слой льда, который действовал как постоянный подсос. АВС пробил ледяную корку отвёрткой, и мотор сразу завёлся. И конечно, они сели в авто и поехали в Орлы, где забрали нас. В город Бор (ещё около 50 км от Больших Орлов) мы приехали затемно.
        Почему-то я этот случай за приключение с возможным обморожением рук и ног не счёл. Помню, что было очень грустно уезжать, поскольку пробыли на кордоне мы рекордно мало, со 2-го по 7 января, то есть неполных 5 дней. Поэтому только уехав оттуда, я стал больше думать, как сюда поскорее вернуться. Думал о другом, поэтому и вынужденную остановку в пути не воспринял как происшествие. Хотя будь мороз покрепче и не появись попутные машины ситуация могла бы стать критической. Намного "веселее" были случаи, как мы в Кордон Яры добирались зимой ещё в эпоху УЖД (до 1995 года).
       С тех пор прошло 15 лет. УАЗик на следующий год заменили на более новый, Катя выросла, живёт в Нижнем. Романа Васильевича уже нет. Случилось так, что свой земной путь он закончил именно на Кордоне Яры зимой 7 лет назад. Юрий Григорьевич Самыгин уже не егерь, должность упразднена, да он и так на пенсии.
    Фёдор Стрелков            Борт теплохода «Русь Великая»     Август 2017


Tags: Моменты жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments