g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Моя домашняя коллекция масок


Я С НИМИ ЗДОРОВАЮСЬ, КАК С ЖИВЫМИ

     Фото Л. Решетниковой и О. Полянской

       Уже давно, считай в прошлом веке, довелось мне два года пожить в экваториальной Африке, в её глубинке, небольших городках. В море чёрных тел и чёрных лиц каждый встреченный белый человек воспринимается как близкий и родной. Умом этого не понять, я почувствовала это кожей. Поэтому и не удивилась, когда нас пригласили в гости венгры, увидевшие, что мы заселяемся неподалёку от их дома.

      И вот, переступив порог их дома, я замерла от удивления и восторга: напротив входной двери на зелёной стене висели два барельефа из какого-то диковинного дерева янтарного цвета – ОН и ОНА. На НЕГО я только мельком взглянула, а вот ОНА – такая грациозная, трепетная, страстная и нежная с кольцом в носу – снилась мне всю ночь. Так началась моё знакомство с африканскими масками:

                                      4       5

     История масок уходит вглубь тысячелетий. Древние люди общались с помощью масок с духами умерших предков, растений, животных. Маски обожествлённых животных считаются самыми древними. Каждый род или племя имели своего покровителя, и маска была посредником между человеком и обожествлённым предметом. Для каждого обряда (рождение, обрезание,  инициация, свадьба, похороны, поминки, жертвоприношение) изготавливались специальные маски.
   В наши дни – это уже народный промысел, поставляющий на рынок танцевальные и маскарадные маски (самые яркие и недолговечные), барельефы, фигурки людей и зверей. Делают их из слоновой кости, из дерева, картона, соломы, перьев и прутьев.
    Наверное, в глухих уголках Африки сохранились ещё тотемные маски, но в продажу они никогда не поступят, их нельзя даже показать человеку другого племени. Долго, очень долго искала я так понравившиеся мне маски на рынках, в магазинчиках, мастерских. В конце концов, нарисовала эскиз, размеры, породу дерева и отдала заказ бродячему торговцу сувенирами. Через два месяца мне принесли выполненный заказ из дерева махагон.
     Вторую подобную парочку я купила из-за красоты дерева. Это королевский эбена – чёрное дерево с коричневыми прожилками:
2
  Ну а потом я вошла во вкус:

7             9           12

  Пояснения к маскам (слева направо):
- Очень популярный сюжет сувенирных масок "Африка в цепях", маска вырезана из жёлтого дерева ироко,
- Маска из чёрного дерева эбена,
- Большая коричневая маска из ствола пальмы.
     Когда мы вернулись из Африки в Воркуту, я уже с интересом подошла к сувенирному киоску и обнаружила там маски народа коми, которые раньше не замечала даже:


левая правая
нижняя
  Пояснения к маскам (слева направо):
- Первые две небольшие масочки вырезаны из сосны и сюжет у них один: человек-олень,
-С третьей, бурятской разноцветной маской, я встретилась в аэропорту Улан-Уде.
         И завершает мою небольшую домашнюю коллекцию композиция «Дружба народов»:


11
   Здесь в центре маска коми «Человек-олень». Две розовые вверху – африканские маскарадные маски из высушенной тыквы, окрашенной эмалью. Две нижние маски из Вьетнама сплетены из стеблей травы и расписаны лицами героев азиатских мультиков.
     После того как я купила первую африканскую парочку масок, мы жили поочередно в пяти квартирах. И везде, как и сейчас в Тольятти, они висят напротив входной двери. И всегда, возвращаясь из отпуска, командировки, а теперь, увы, из больницы, я говорю своей любимой африканке, положившей начало этой коллекции: «Здравствуй дорогая, я вернулась домой!».

       Татьяна Корельская          город Тольятти        Ноябрь 2017 года




       
Tags: От Татьяны Корельской
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments