g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Картина о Пскове принесла Карлу Брюллову мало радости

 

ПСКОВСКАЯ ДОСАДА ХУДОЖНИКА БРЮЛЛОВА

     Не будучи большим знатоком псковской истории, художник Карл Павлович Брюллов не отказался в 1836 году от предложения Николая Первого создать историческое полотно. Темой его он избрал «Осаду Пскова польским королём Стефаном Баторием (1581)».

           Картина, которой художник отдал больше времени и сил, чем знаменитой «Помпее», принесла ему мало радости. Несмотря на яркие живописные находки в эскизах, Брюллов в этом произведении, оставшемся незаконченным, не добился поставленной задачи: реалистично показать людей, борющихся за независимость родины, их высокий патриотизм и гражданственность…

 

ЗАМЫСЕЛ СОЗРЕЛ БЫСТРО

   Мастер кисти объявился в северной столице в мае 1836 года после 12-летней творческой деятельности в Италии. Через месяц он уже был призван в Зимний дворец, где Николай Первый как бы узаконил замысел живописца с «Осадой Пскова». Хотя у императора был в голове другой сюжет.

    Художник Г.Г.Гагарин вспоминал, что картина живо представилась Брюллову при чтении «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина: пролом в крепостной стене, жаркая схватка псковичей с поляками, эффектные лучи солнца с отблесками на доспехах.

        Но после чтения «Истории княжества Псковского» митрополита Евгения художник изменил первоначальный замысел. И картину «Осада Пскова» можно было уверенно назвать «Крестным ходом во время осады Пскова». Конечно, и такая сюжетная линия имела фактическую подоплеку в истории. Но художника постигла беда раздвоения замысла и нечёткости композиции.

        Для осмотра местности и памятников древности Карл Павлович с археологом Ф.Г.Солнцевым в июне того же 1836 года приезжали в Псков и Печоры. Но время здесь, по воспоминаниям Солнцева, было потрачено почти впустую. Они много ходили по гостям, да ещё Брюллову нездоровилось:  пролёживал в постели с горчичниками. «Он почти ничего не делал для своей картины: напачкал только карандашом воздух, и с тем уехал в Петербург», - писал Солнцев.

       И всё же за картину «Карл Великий», как звали художника друзья, принялся энергично. Работал с утра до ночи, делая эскизы, но не находя верного решения всей композиции. И постоянно кашлял, жаловался на боль в груди.

«ЛЮБОПЫТСТВО ПРЕВОЗМОГАЕТ…»

      Вскоре о картине «Осада Пскова» пошли разные толки, нашлись любопытствующие зрители. Самыми сановными  из них оказались царь и его жена Александра Фёдоровна.

     Как знаток военного дела, Николай Первый сделал ряд замечаний художнику. И некоторые считают, что он тем самым охладил рвение художника. Солнцев посчитал крестный ход превосходным, но не понял, а где же собственно осада Пскова. Литератор О.П.Стругацкий заметил «убийственную пестроту в красках». Художник задумался. Себя он успокаивал тем, что картина не окончена. И стал прогонять любопытных…

     Вскоре многим стало ясно, что народная драма с накалом патриотизма не получилась. В июле 1843 года Брюллов сам повернул картину к стене, чтобы к ней больше не притрагиваться.

      Но холст ещё долго будоражил поклонников его таланта. Перед самым отъездом Брюллова за границу в 1849 году поэтесса Е.П.Растопчина писала ему: «Любопытство превозмогает, и я покорнейше прошу вас с дозволения постучаться у вдохновенного приюта, где вы мыслите, творите… Дайте только взглянуть на «Осаду Пскова»». Князь М.А.Оболенский в письме художнику в 1846 году надеялся, что «Осада Пскова» будет образцовым произведением жизни древней Руси.

ПОЧЕМУ «ОСАДА» СТАЛА ДОСАДОЙ?

       Острый на словечки Брюллов своё неудавшееся детище с иронией называл «Досадой Пскова». Отчего же не сбылись лучшие надежды?

     Критик В.В.Стасов утверждал, что персонажи произведения «не имеют ничего общего с Россией 16 века», так как Брюллов не понимает истории и сущности народного характера. Уже в наше время искусствовед Г.К.Леонтьева отметила отсутствие в картине единства идеи, темы и сюжета. Ведь Брюллов творил по законам академизма.

    Тогда как будто всё мешало работать «Карлуше» в Петербурге: сырой климат, порывистый темперамент, обеды и вечеринки с поклонениями Бахусу. На какое-то время нарушила работоспособность живописца неудачная женитьба на юной Эмилии Тимм.

       Брюллова тянуло в Италию, где и климат здоровый, а талант стимулирует конкуренция. В 1849 году всё более слабея от болезни сердца, художник едет на остров Мадейру, а потом поселяется вблизи Рима, где и умрёт в 1852 году.

       Полузавершённая грандиозная «Осада Пскова», однако, оставила свой след в истории русской живописи 19 века. А её эскиз, экспонирующийся в русском музее Петербурга, хорошо передаёт драматизм многолюдного действа с патриотическим порывом.

Геннадий ЕГОРОВ

Опубликовано в газете «Гдовская Заря» Псковской области 29 июля 2003 года. Компьютерный набор от июня 2011 года

Tags: Погружение в старину
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments