«К ДРЕВНОСТЯМ ОТЕЧЕСКИМ АЛЧНОСТЬ»
Высокопреосвященный исследователь Псковских древностей митрополит Евгений (Е.А.Болховитинов) в должности архиепископа занимал Псковскую кафедру с 1816 по 1822 годы. К 100-летию этого замечательного учёного и патриота на его родине, в городе Воронеже, была издана «Переписка митрополита Евгения с Н.П.Румянцевым». Граф Румянцев уже тогда был известным издателем, меценатом, собирателем книг и рукописей.
В этой переписке имеется эпизод, относящий к Островскому уезду Псковской губернии…
9 мая 1821 года Румянцев пишет митрополиту Евгению: «Преосвещенный Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь! Господин Кеппен уведомил меня, что священник Островской церкви Св. Николая Чудотворца по имени Николай Гаврилов Пухов сказывал ему, что в Островском уезде, в погосте Вреве находится камень с надписью, никем ещё не разобранною. По его ж словам и в местечке, называемом Пустое Воскресенье, есть другой таковой же камень… Не можете ли мне оказать то благодеяние, чтобы с них и с надписей, на них находящихся, снять список, что поставлю в большое себе одолжение. Поручая себя святым вашим молитвам и испрашивая Архипастырского благословения, с совершенным почтением честь имею быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Граф Николай Румянцев».
Портрет графа Н.П.Румянцева здесь прилагаем из Интернета:
Просьбу своего друга учёный архипастырь исполнил довольно быстро. Уже через месяц, 10 июня 1821 года, он писал из Пскова: «Сиятельный Граф, милостивый Государь и Благодетель!.. Получил я рапорт от Островского священника о надписях на камнях и прилагаю оный при сём подлинником. С совершеннейшим высокопочтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя и Благодетеля».
В рапорте священника Николаевской церкви г. Острова Н.Пухова на имя архиепископа Евгения сообщалось, что тот лично побывал в названных местах. И подтвердил, что в погосте Вреве действительно лежал на городище древний камень с надписью, «но куда оный девался, неизвестно, а сказывают жители, что он должен быть употреблён, когда деланы были крыльцы в 1811 или в 1812 годах» (при строительстве новой каменной церкви). Что же касается Пустого Воскресенья, то такого камня тоже не нашлось.
Один крестьянин подтвердил Пухову, что какой-то плоский камень в ста саженях от церкви действительно лежал в яме, однако «от возделывания земли уже засыпан оною, но не знает, с надписью ли он, или без оной. И, к несчастью, на оном месте посеяна рожь».
Священник тут же предложил крестьянину разрыть землю в этом месте, давая десять рублей за потраву ржи. Но тот отказался, так как «рожь засеяна господская, а в то время как снимется рожь, то крестьянин обещал над оным камнем разрыть и посмотреть, с надписью ли он, или без оной, и о сём дать мне знать…»
Ещё месяцем позже, 4 июля 1821 года, Н.П.Румянцев писал своему корреспонденту: «Нельзя не сожалеть, что один камень, кажется, безвозвратно затерян, а на втором уже сеют рожь, но когда сжата она будет, нельзя ли постараться Островскому священнику, чтобы в его присутствии камень сей очищен был и освидетельствован и описан им, я не токмо десять рублей, но вдвое и более готов работникам за то дать. Жаль, что мой жаркий и неутомимый дух к изысканиям действует так поздно: но повсюду, не давая никому покою, не без пользы же моя к древностям отеческим алчность…».
В последующей переписке двух ревнителей старины эта история с камнями из прошлого не нашла продолжения. Но несколькими годами раньше преосвященный Евгений помечал, что кое-кто старинные надписи считает «мелочами словесными нации». И писал библиографу В.Г.Анастасевичу: «О небрежении нашем о надписях древних я с вами соболезную. Но замечу вам, что в Новгороде, при всём моем старании, не сыскал я ни одной древней надписи. Видно, праотцы наши не охотники были до надписей, или потомки всё заклали в фундаментные стены…»
В псковский период своей святительской и краеведческой деятельности Евфимий Алексеевич Болховитинов разыскивал заброшенные архивы, организовывал раскопки, написал «Историю княжества Псковского». Он создал «Летопись древнего славянорусского города Изборска», издал в Дерпте описания 6 монастырей Псковской епархии. Опубликовал другие исследования.
Здесь вывешиваем портрет митрополита Евгения, переснятый из ежемесячного исторического журнала «Древняя и новая Россия» № 10 за 1880 год:
Не меньшую память о себе оставил и его единомышленник граф Румянцев. Собранная им ценнейшая библиотека из 28,5 тысяч томов (почти половина из них – книги по истории) впоследствии легла в основу Государственной библиотеки СССР имени Ленина.
Геннадий ЕГОРОВ
Опубликовано в газете «Островские вести» Псковской области 23 июня 1997 года. Компьютерный набор выполнен автором в селе Ключищи под Казанью 10 июня 2011 года