g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

Они писали о древнем Пскове: И. Д. Беляев

  
 
 
И.Д.БЕЛЯЕВ: “ПСКОВИЧИ БЫЛИ НЕПОДАТЛИВЫ НА ПОКОРНОСТЬ»
 
«Псковичи, не менее новгородцев предприимчивые в торговле и других промыслах, но гораздо более новгородцев вышколенные беспрерывною борьбою то с чудью, то с немцами, то с Литвою, выработали в себе характер неуступчивый и неподатливый на покорность», - так писал историк И.Д.Беляев в своей 450-страничной книге «История города Пскова и Псковской земли». Книга была отпечатана в 1867 году в Москве, в типографии Синода. И стала третьим его трудом из задуманной, но незавершенной серии «Рассказы из русской истории».


 
ПОГРУЖЕНИЕ В СТАРИНУ
    Иван Дмитриевич Беляев родился в 1810 году в Москве в семье священника. Получив образование в духовной семинарии, он всю жизнь оставался глубоко верующим человеком, всегда ратовал за нужды церкви и духовенства. Закончив в 1833 году юрфак Московского университета, он стал служащим московской конторы Священного Синода. А через 10 лет был переведен в архивы старых дел Сената и Министерства юстиции. Тогда власти хотели пополнить издание первого «Полного Собрания Законов Российской Империи». И старательному чиновнику поручили разобрать и привести в порядок 1700 древних грамот.
      Иван Дмитриевич читал и зачитывался архивными документами, приходя на работу раньше своих сослуживцев и уходя позже . Опыт обращения с древними актами, старыми книгами он приобрёл, более 10 лет занимаясь также в личном Древлехранилище своего учителя по университету, известного профессора истории М.П.Погодина. Кстати сказать, Беляев и сам за 63 года своей жизни собрал библиотеку книг и древних рукописей в 2500 единиц хранения. После его кончины библиотека была приобретена Румянцевским Музеем Москвы и послужила ещё многим историкам для их занятий.
ПУТЬ В НАУКЕ
       Свою литературную деятельность Беляев начал в 1842 году, помещая заметки в «Москвитянине», газете славянофилов, выступавших за самобытный путь исторического развития России. Став 4 года спустя членом (а потом и секретарем) Общества истории и древностей российских (ОИДР) при Московском университете, он регулярно печатался в «Чтениях» ОИДР. А вскоре на многие годы стал редактором журнала «Временник» того же Общества. Публиковал на его страницах и собственные многочисленные исследования.
      На 42-м году жизни знаток архивного дела решил заняться исключительно наукой и поступил адъюнктом на кафедру истории русского права Московского университета. Защитив сначала магистерскую, а затем докторскую диссертации, Иван Дмитриевич стал профессором той же кафедры. Главный труд его жизни назывался «Крестьяне на Руси». С накопленными по этой теме знаниями он участвовал во многих спорах славянофилов и западников о сельской общине.
    Громадная начитанность и крайняя научная добросовестность нередко подавляли его как ученого. Он подчас брался за слишком разные вопросы, ему часто казалось, что материала не хватает и не всё он понимает до конца. Известно, например, что сотни листов собрал он за 20 лет о финансах древней Руси, но статья об этом так и не была написана. Ученый говорил и писал только о том, в чём был вполне убеждён и что для него самого было ясно…
РАССКАЗАТЬ С ЛЮБОВЬЮ
    Последние 10 лет жизни Беляев с особой любовью работал над «Рассказами из русской истории», стараясь сделать их легко читаемыми и доступными. Он задумал эту работу с целью объяснить любознательным читателям историю возникновения Московского государства. И подчеркнуть роль Москвы, этой, по мнению славянофилов, колыбели истинно русских начал.
    В первой книге он описал общую историю русских княжеств. Ещё три книги были посвящены историям Великого Новгорода, Пскова, Полоцка. Дальше он хотел по целой книге посвятить Смоленску, Чернигову, Киеву, Рязани и самой Москве. Но с сожалением чувствовал, что замысел останется незавершенным. И даже предлагал кончить это начинание своим друзьям и последователям, за что на практике так никто и не принялся.
    Почему историк-юрист взялся сначала за исследование сильных вечевых центров – Великого Новгорода, Пскова и Полоцка? Ответ прост. Потому что убеждался: племена кривичей и словен были самыми старыми поселенцами русской земли. И раньше других племен развили у себя общинную жизнь. А, следовательно, и вече должно было у них развиться раньше и полнее.
    Изучение каждого из вечевых устройств, как проявление земской силы, придаёт особый оттенок рассказам учёного. Везде автор показывает главные причины падения самобытности этих территорий: внутреннее разложение, развитие самолюбивого аристократизма, пренебрегавшего интересами низших слоёв общества.
      По мнеию Беляева, во Пскове эти причины действовали иначе, чем в Великом Новгороде. На реке Волхове партия богатых людей давила на общину при содействии наемных людей из черни. На берегах Великой было сильно демократическое начало. Здесь крестьяне-смерды получили налоговые льготы, что поставило черный люд перед угрозой введения повинностей повинностей в пользу Господина Пскова, то есть государства. Возникшее восстание («брань о смердах») 1483-1486 гг дало Москве роковое оружие против всего вечевого строя демократического Пскова. Падение веча здесь совершилось без шума, так как Псков, зажатый воинственными соседями,уже непрестанно «тянул» к Москве.
ДОПРАШИВАЯ ДУХ ЖИЗНИ
     В личной жизни И.Д.Беляев всегда оставался добрым и отзывчивым человеком. У него дома по четвергам собирались для беседы по интересам друзья и знакомые. Вечно занятый архивами (по подсчётам через его руки прошли 20 тысяч документов) на студентов ученый-трудоголик производил впечатление большого чудака и оригинала. Лекции читал медленно и монотонно. Но оставался самым доступным и заботливым профессором. Уже начиналась зима 1873-1874 года, когда заболевший профессор скончался. Преданные своему наставнику студенты, по свидетельствам, 6 верст несли гроб озябшими руками от университетской церкви до Даниловского кладбища…
      Один из современников писал об этом труженике науки, что никто так тщательно не воскрешал былого, никто так ревностно не допрашивал духа жизни в его истории, в старине, как И.Д.Беляев. За прошедшие сто с лишним лет историческая наука ушла вперед. И что-то из воззрений ученого устарело. Да и саму Псковщину, кажется, ему не довелось ни разу посетить. Однако позиция этого скрупулёзного исследователя истории Псковской земли имеет право на известность. И было бы полезно сегодня сделать хотя бы репринтное переиздание книги И.Д.Беляева о людях и властях древнего Пскова. 
   
Tags: они писали о древнем Пскове
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments