В браке ЛЕВ Толстой ходил наЛЕВо
небо и ураган – анафема
лев морской – анафема
лев Толстой – анафема
Рак Толстой
Краб Толстой
Слон Толстой
Лев Толстой
Love Толстой
Константин Кедров, доктор философских наук,
Из поэмы «Анафема Льву Толстому»
Так уж получилось, что герои моих последних вывесок в блоге ЖЖ оказались немецких кровей. Граф П.И.Витгенштейн происходил из древнего германского рода Спонхеймов. Матерью выдающегося филолога и опытного медика В.И.Даля была немка Мария Христофоровна Даль, в девичестве Фрейтаг. Наш национальный герой М.В.Ломоносов в молодости подхватил жену в Германии ( без разрешения питерского начальства!) из рода пивоваров Цильх. А что там было у великого писателя Л.Н.Толстого? - подумал я, вспомнив, что его верной супругой была женщина с ненашей фамилией Берс. Заглянул в Интернет сайты, и точно: Софья Берс (годы жизни 1844 – 1919) была наполовину… немкой. Её отец Андрей Густав Берс (1808-1868) происходил из чисто немецкой семьи, хотя и женился на русской. Её дед Густав Иоханн Берс, родившийся около 1758 года, был зажиточным аптекарем, женившимся на дочери компаньона по аптекарским делам, немке Елизавете Вульферт.
История любви и семейной жизни Льва Толстого и Софьи Берс (здесь вывешиваем их наиболее известный портрет от 1910 года, за один год до смерти писателя) наиболее детально описана Еленой Владимировной Прокофьевой и размещена на многих сайтах Интернета. Поэтому нет необходимости подробно говорить здесь о том.
Отметим, однако, что если Софья Андреевна вступала в брак совершенно юной девицей (18 лет), то Лев Толстой в свои 34 года уже немало поблудничал. И трижды влюблялся, в том числе в замужнюю крестьянскую женщину Аксинью Базыкину. Он не стал скрывать похождения перед молодой женой, дав ей прочитать свой дневник того периода. Чем навредил их интимной жизни: в постели Софья долгое время была фригидной. Вот портреты супругов в молодые годы:
Это Софья Берс:
Это Лев Толстой: Однако Берс-Толстая исправно выполняла детородные функции, до 44 лет став матерью … 13-ти детей! (пятеро из них не дожили до зрелого возраста). До этих лет она беспрерывно была то на сносях, то кормящей матерью. Тогда как крепкий мужик Лев Толстой беспрерывно нуждался в женщинах, помимо сильной потребности в литературном творчестве. В ту пору потомственный граф изменял жене … даже с кухарками и солдатками.
Выйдя из детородного возраста, Софья Андреевна сама было влюбилась в композитора Александра Танеева, но так и осталась с ним только в дружественных отношениях. Однако и Лев Николаевич к тому времени угомонился. И супруги налаживали чисто духовные контакты. Их отношения не умещались в слово «роман», а больше походили на определение «жизнь».
После кончины великого писателя Софья Андреевна подверглась всеобщему осуждению. Её обвиняли в уходе писателя и в его смерти. И без того переживавшая вдова помышляла отравиться. Но стала писать и издала книгу «Моя жизнь», в которой утверждала, что кроме неё, Толстой никого не любил.