g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Category:

псковская старина

КНЯГИНЯ ОЛЬГА – ДОЧЬ БОЛГАРСКОГО ЦАРЯ ?



234-340_(242-348)_img_125


Княгиня Ольга, эскиз картины В.М. Васнецова ( из Сети)

   Лаконизм летописных источников, их хронологическая противоречивость, а также вековые наслоения в виде легенд и народных преданий и сегодня ставят в тупик ученых-историков. В частности, по вопросу происхождения древнерусской княгини Ольги, приведённой князю Игорю «в лето 6411 (то есть, в 903 году) из града Плескова» согласно древней «Повести временных лет».

    По одной из версий Ольга могла быть скандинавского происхождения по отцу, а по матери принадлежала к славянскому роду. Называют её и половецкой княжной, и дочерью легендарного новгородского князя Гостомысла. Но раньше всего возникла гипотеза о болгарском происхождении святой Ольги.

    Ученый из Болгарии Иордан Табов в своей книге «Когда крестилась Киевская Русь?» (издательство «Нева», СПб, 2003) собрал все аргументы в пользу «болгарской теории». И вот что у него при этом получилось…

Открытие архимандрита Леонида

    Сначала заметим, что И.Табова смущает советская научная печать, которая, по его мнению, либо замалчивала «болгарскую теорию» об Ольге, либо очень неуклюже преодолевала летописные противоречия о происхождении Ольги. В отличие от некоторых болгарских ученых (А.Чилингарова, В.Николаева, П.Димитрова), которые и во времена Тодора Живкова «не забывали» предположение о том, что великая княгиня Ольга родилась в Болгарии. И даже могла быть дочерью болгарского царя и императора римлян Симеона Великого (годы жизни 893-927).

     Иордан Табов главу об Ольге в своей книге начинает с открытия, сделанного в 1887 году известным знатоком русской старины, архимандритом Леонидом, настоятелем Троицко-Сергиевой лавры.

     Этот священник, описывая рукописи библиотеки графа А.С Уварова, нашел рукописный сборник «Краткий Владимирский летописец» 16-го века. В нём, в отличие от «Повести временных лет», написано под 903 годом: «Игоря же жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бысть мудра велми». Архимандрит посчитал, что Ольга происходила из болгарской столицы Плиски, которую в старых документах называли похоже с Псковом.

    Историк И.И.Малышевский из Киева в 1899 году возразил преосвященному Леониду: во времена Ольги русский «Плесков» ещё не существовал или не назывался так. А составитель «Летописца» смешал «ПЛЕСКОВЪ» (Псков) и болгарский «ПЛЪСКОВЪ» (Плиска), исходя всё из того же убеждения, что Псков был основан Ольгой. И родиться, следовательно, в нём она не могла. Текст же «Жития» святой Ольги мог быть искажен в ещё большей степени…

     Так или иначе упоминание Болгарии в «Кратком Владимирском летописце» современные болгарские авторы считают прямым аргументом в пользу Ольги-болгарки. Пусть и единственным из прямых доводов. А с десяток других аргументов являются косвенными. ИорданТабов перечисляет их…

Далее читать под КАТОМ:

Аргументы болгарских ученых

    Например, Лаврентьевская летопись сообщает, что Ольга была христианкой и имела «при себе пресвитера». Значит, Ольга приняла христианство до поездки в Царьград и приехала туда со своим духовником из болгар по имени Григорий. Византийцы, однако, не признали болгарское крещение Ольги или посчитали его «низшим». И потому крестили Ольгу во второй раз, что тогда не считалось зазорным. Советский учёный Мавродин считал личность духовника Григория не заслуживающей внимания, хотя о нём, этом «епископе Болгарском», очень подробно писал в 19 веке граф-археограф М.А.Оболенский. По Оболенскому, Григорий был очень необходим в дальнем путешествии Ольги не только своим знанием Болгарии и Греции, но и как руководитель «всего заветного дела Ольги в исходном лабиринте византийского этикета».

    Или ещё аргумент. В одной из цитат старой русской летописи усматривается сразу несколько болгарских имён. Вот эта запись: «Володимеръ бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыне, отець же бе имя Малък Любечанин, и бе уе Володимеру». Здесь «Малък» - болгарское слово, означающее «маленький», Добрыня –русское имя, близкое к болгарскому Добри. Любечанин – тоже из болгарского лексикона.

  А вот и следующий довод. Когда Святослав, сын Ольги и Игоря, собирался в поход против Болгарии, Ольга уговаривала его отказаться от этой затеи. В том видится желание княгини предотвратить войну сына с её родственниками в Болгарии. Да и завоевав болгарскую столицу Преслав, Святослав сохранил трон и все знаки власти болгарскому царю Борису Второму, а также не посягнул на его казну. И Святослав, согласно той же «Повести временных лет», считал, что «в столице Болгарской, как в средоточии, стекаются все драгоценности Искусства и Природы, яко то есть середа (то есть, середина) земли моей». При походе в Болгарию, как заметил русский историк Н.М.Карамзин, Святослав не вспоминал о своей родине. Или поменял её на свои новые завоевания, мечтая, что Греция, Венгрия и Богемия должны от него зависеть. И даже стал носить прядь волос на бритой голове по обычаю болгарского населения Балкан.

Брак из политических расчетов?

     Болгарские историки обратили внимание, что в некоторых русских летописях имя Ольги записано в форме «Волга». И выстраивают интересную цепочку имён: Ольга, Олга, Волга и … Болга! При этом вероятность связи формы «Волга» с Болгарией относительно велика: «Бълг», «Болгар».

    Ученые болгары также подметили, что когда Игорь женился на Ольге, она была подростком. Не значит ли это, что она была не из простого народа? Не указывает ли это на политические причины её раннего брака? Олег тогда готовил поход против Византии и ему нужен был союзник вблизи Константинополя. И для такого союза лучше всего подходил болгарский царь Симеон Великий. Отсюда и политический брак Игоря и юной дочери Симеона Ольги…

      Половецкое (куманское) происхождение Ольги, по мнению историков из Болгарии, также свидетельство в пользу «болгарской теории».. Так как около трети куманов называли болгарами, и они расселились в районе города Варны.

    Наконец, ещё один непрямой аргумент: неожиданное сходство в геральдических знаках Святослава и царя Петра-Болгарина (927 – 969 гг), родного брата его матери Ольги в варианте Ольги-болгарки. Такая же близость в геральдических знаках усматривается на монетах Симеона Великого и Ярослава Мудрого. Знак достался Ярославу благодаря прабабушке Ольге, дочери Симеона?

Вопрос, конечно, интересный

    Болгары – наши лучшие друзья по прошлому социалистическому братству народов (сейчас в дружбе уже есть небольшие трещинки). Они вовсе не собираются «отнять» у россиян великую княгиню Ольгу. Да и мы, особенно псковичи, никогда не отдадим её своим «братушкам»! На аргументы всегда найдем контраргументы.

         Иордан Табов и его единомышленники изучают прежде всего связи - личные, языковые, религиозные - между правящими династиями Болгарии и Киевской Руси. И заботятся об утверждении «славяно-болгарского» (или «старославянского») общего письменного языка и культурно-религиозной общности, охватывающей многие народы Восточной Европы. Использование этого языка для христианского богослужении, по-видимому, началось в период крещения Владимира и Киевской Руси.

        А кем был по национальности тот или иной представитель правящей и культурной элиты Болгарии и Киевской Руси – второстепенный вопрос. Быть может, по-своему интересный. Но подлежащий решению на основе тщательных и, главное, объективных исследований.


                                                 

    

        
Tags: Псков
Subscribe

  • Заглянул в библиотеки

    В БИБЛИОТЕКИ НЕ ХОДОК, НО БИЛЕТЫ ПРОДЛИЛ Единый читательский билет Республики Татарстан Книжные люди, друзья мои ближние,…

  • Избавляюсь от расчётов по налу

    ДЕБЕТОВАЯ КАРТА «МИР» ОТ СБЕРБАНКА – ЭТО УДОБНО! Вы можете испытать высшее чувство злорадства, если у Вас спёрли…

  • Уступаете место в автбусе пожилым?

    НЕМЫЕ СЦЕНЫ В АВТОБУСЕ Рисунок из ИТ Сегодня мне вовсе не хочется делать обзор по популярной теме «Уступи место бабушке».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments