Круглые даты
Всё-таки вести свой блог в качестве дневника, как он и задуман, у меня что-то не получается! И не привык, и не успеваю. Как не удается часто писать и хорошие «невыдуманные рассказы». Вот хоть воспоминания писать бы, по крайней мере - к круглым датам. Наподобие сегодняшней…
Ровно 40 лет назад, 9 марта 1972 года, я прибыл на берега Невы из родного Пскова в командировку. На учёбу по своей тогдашней квазиинженерной службе, длившейся с 1969 по 1973 годы. И 20 дней спустя получил «диплом», который долго хранил в одной из папок. Тот дословно гласил: «Удостоверение № 33. Выдано Егорову Геннадию Сергеевичу в том, что он окончил курс постоянно действующей практической СТАЖИРОВКИ руководящих работников ЦНТИ Объединения по руководству научно-технической информацией и пропагандой в РСФСР с оценкой отлично. Зам. Начальника Объединения (подпись) Ю.Шилов. 29 марта 1972 года».
Да, вот были в советское затратное время в каждой области РСФСР такие ЦНТИ – центры научно-технической информации и пропаганды в составе Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике. Помнится, их курировал солидный грузин Д.Гвишиани, оказавшийся зятем самого главы правительства, высокоуважаемого по действительным заслугам А.Н.Косыгина. За подписью именно Гвишиани вышло в 1970-м году «Положение о Псковском ЦНТИ», как и положения о других центрах северо-западных областей России (они что-то отставали в создании).
Какой-либо пользы от «Центров», как и от многого другого в коммунистическое время, не было. Но выделенные бюджетные деньги тогда требовалось потратить до единой копейки (а то урежут ассигнования), в том числе и на командировки. Опять же независимо от их пользы.
Атмосфера тогдашних «курсов» была особенной, несмотря на сумрачную ленинградскую погоду. Потому что они проходили в историческом здании по улице Садовой, 2 – в Михайловском замке Павла Первого (памятник царю поставили во дворе не так давно).
Ездил я сюда с удовольствием и ранее, поскольку Псковский ЦНТИ строился вначале как филиал Ленинградского ЦНТИ. А начинать эту работу в Пскове горком КПСС выдвинул именно меня, молодого и совершенно сознательного партийца.
Увы, именно в командировку марта 1972 года я повёл себя несознательно, чуть ли не аморально. Хотя всё начиналось в городе Ленина совершенно невинно. С культурно-массовых мероприятий, сопровождавших каждый день выезда, кроме одного.
У меня сохранилась небольшая страничка полного перечня мероприятий. Совершенно безобидных (кроме самого последнего). То были экскурсии, кинофильмы, спектакли. По интересному совпадению, именно в те дни на Невском проспекте крутились ленты, ставшие классикой советского кино ( «Джентльмены удачи», «Освобождение», «Андрей Рублёв»).
Итак:
9 марта 1972 года: «Джентльмены удачи», «Тропой бескорыстной любви»,
10 марта: «Инспектор уголовного розыска»,
11 марта: Эрмитаж,
12 марта: Эрмитаж, музей-квартира А.С. Пушкина, Военно-морской музей,
13 марта: «Большая прогулка» (Франция), 2 серии,
14 марта: «Дерзость»,
15 марта: Лекторий центрального общества «Знание»,
16 марта: «День, когда выплывает рыба» (США),17 марта: Спектакль Московского театра имени Станиславского «Альберт Эйнштейн» (помнится, с участием 32-летнего Эммануила Виторгана, только перешедшего работать в Москву),
18 марта: пропуск,
19 марта: Автобусная экскурсия по Ленинграду,
20 марта: «Освобождение», 2 серии,
21 марта: «Я – следователь»,
22 марта: «Андрей Рублёв», 2 серии,
23 марта: «Гойя», 2 серии,
24 марта: «Убийца сидит на стадионе Уэмбли» (ГДР), 2 серии,
25 марта: Спектакль «Неравный брак» в Театре комедии,
26 марта: Экскурсия в город Пушкин (Царское Село), вечером кинофильм «Майерлинг» (Франция), 2 серии,
27 марта: Экскурсия в музей-квартиру А.С.Пушкина (повторно),28 марта: «выпускной бал» в ресторане «Метрополь» (напротив «Гостиного двора» на улице Садовой, дом 22 дробь 2)).
Случилось так, что где-то с 4-го захода я повышал свой культурный уровень вдвоём с симпатичной дамой из Казани. Она-то была разведёной, а я - обременён детьми: дочь и сыновья-двойняшки. Наши отношения растянулись на целых пять лет, после чего 35 лет назад (опять круглая дата!) я оказался жителем Поволжья.
Тридцать пять лет - это без малого ТРИ СРОКА от стажа моего первого, псковского, брака. Много, однако, очень много! И жизнь уже подошла к концу…
Как записал друг А.С.Пушкина, поэт Жуковский (годы жизни 1783 – 1852):
Смертных ропот безрассуден,
Царь всевышний правосуден,
Твой услышал стон Творец,
Час твой бил, настал конец.
Царь всевышний правосуден,
Твой услышал стон Творец,
Час твой бил, настал конец.