g_egorov (g_egorov) wrote,
g_egorov
g_egorov

Categories:

В сердце Синайской пустыни - монастыре святой Екатерины, год 2002-й


В юдоли Неопалимой Купины

       Сквозь века пронёс свой образ священного места монастырь св. Екатерины, который уже 1450 лет стоит в сердце Синайской пустыни (Египет). Он сохраняет свой статус независимости с тех пор, как был построен во времена византийского императора Юстиниана (527 – 565 г.г.). Здесь много икон, колоколов, церковной утвари русской работы, старинных книг на славянских языках. Из этих мест явился первый пророк и законодатель Моисей. Отсюда сообщено миру Божественное десятословие. Отсюда, вероятно, принято всеми христианскими церквами богомудрое творение Иоанна Лествичника.
      В этом православном монашеском центре побывал в марте 2002 года внештатный автор газеты «Панорама» (Псков), уроженец города Пскова Геннадий Сергеевич Егоров.
Одинокое величие Синая
      Десятичасовая поездка в монастырь-крепость св. Екатерины (известный также как Синайский монастырь) – одна из шести экскурсий по Синайскому полуострову, предлагаемых египетскими турагенствами отдыхающим на курорте Шарм-Эль-Шейх. Курорт раскинулся на 30-40 км вдоль побережья Красного моря на юге Синая.
             Девятидневную поездку на курорт в конце марта 2002 года нам с супругой подарили родные по случаю круглой даты бракосочетания. Мы оказались единственными пенсионерами в группе из 160 человек, заполнившей до отказа самолет ТУ-154Б. Заметим, что люди солидного возраста составляют  заметную долю среди итальянцев и немцев, облюбовавших побережье (250 отелей неповторимой конструкции).
          Синай (буквально – Лунная земля) – место встречи континентов и разъединения морей. Он является воротами из Африки в Азию и мостом между Средиземным и Красным морями. Ещё в 16 веке до новой эры египетские фараоны проложили «дорогу бога Хора» через северный Синай в Иерусалим. По ней с 7-го века египетские мусульмане отправлялись на поклонение Аллаху в Мекку.




          Для православных верующих паломничество в монастырь – это возможность прикоснуться душой к родникам святости, получить духовную поддержку и наставление. Первым из русских паломников, посетивших Синай около 1400 года, был смоленский архиепископ Грефений. Потом сюда наведались инок Варсофоний (1462 год), купец Василий Поздняков (1558) и другие.
              Поздняков писал: «И идохом от Египта на Синайскую гору пустынею. Не наши же там пустыни. В их пустынях нет ни леса, ни травы, ни людей, ни воды…». Действительно, гористый и засушливый Синай кажется совершенно непригодным для обитания. Пейзаж напоминает лунный. Здесь громоздятся безжизненные гранитные горы с острыми вершинами, среди которых пики гор Моисея (по Библии – гора Хорива), св. Екатерины, Сербаль и Умм Шумар, где дети Израилевы бродили 33 века назад.
      Наш микроавтобус «Тойота» с 20 пассажирами мчится то по прямой, то по петляющей дороге с каньонами и подъёмами. По бокам асфальтированной дороги – чахлая растительность. На небе – ни облачка, редкий дождь бывает лишь в декабре и январе.
      На короткой остановке трогаю рукой два кустика. Один, ярко зелёный, жалит пальцы острыми шипами. На другом, с мягкими стеблями, замечаю  почти черного «кузнечика», толстого, длиной 5-6 сантиметров. От прикосновения он неуклюже прыгает вглубь куста и замирает.
       На пути до монастыря (240 км) лишь один раз встречаем небольшое стадо верблюдов. Изредка попадаются ветхие лачуги и палатки бедуинов, добывающих себе пропитание выращиванием фиников и кое-каких овощей. Между тем под поверхностью великой одиночеством земли скрыты нефть и многие минералы.
Святая Екатерина пострадала за веру
    Путь до обители, на который давние русские паломники тратили от Суэца целую неделю, преодолеваем с юга за два с половиной часа. Выходим из машины и метров 300 двигаемся вдоль неширокой долины, образованной горой Моисея (высота 2285 метров над уровнем моря) и горой св. Екатерины (она на 400 м выше).
      Гора Моисея, согласно христианской традиции, это та самая гора Хорива, на вершине которой Моисей получал от Бога скрижали веры и десять заповедей. Живописно раскинувшийся монастырь как бы стиснут с двух сторон этими горами. В одних рубашках и платьях поёживаемся на свежем ветерке. Ведь забрались на высоту 1600 метров, а турорганизаторы не предупредили захватить с собой куртки и кофты…
         Настоящее имя св. Екатерины – Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии и была красивой дочерью родителей-аристократов. Не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения.
        Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души. И обратил её в христианство под именем Екатерина после крещения. Екатерина публично обвинила императора Максимилиана в том, что он приносит жертвы идолам и за это была казнена.
            После казни тело её исчезло. Согласно церковной легенде, ангелы перенесли тело на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас её имя. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь велению, поднялись на гору. Нашли там останки великой страстотерпицы, спустили их вниз и поместили в драгоценную раку.
      Историю мученической смерти Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых.
Со времён Юстиниана
          В ветхозаветные времена здесь появился в возрасте 40 лет Моисей, покинувший Египет и очищавший свою душу тишиной и уединением. Бог явился Моисею в пламени горевшего и не сгоравшего тернового куста, названного «Неопалимой Купиной». И приказал ему  вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хорива, чтобы они уверовали в Него.
       Войдя на территорию монастыря через узкий проход, рядом с главным храмом, видим источник воды, у которого, как думают, Моисей встретил дочерей Иофора. В нескольких метрах от него буйно растёт куст терновника, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею.

     Куст был пересажен для того, чтобы построить святой алтарь (часовню) над его корнями. Однако ни одна попытка высадить его отростки в других местах успеха не имела. Часовня стала составной частью церкви Преображения Господня, возведённой в 551 году. Церковь и часовня являются единственными строениями, открытыми для экскурсантов.
      Стены и колонны, кровля и стены храма сохранились со времён Юстиниана. Самые ранние из икон, находящихся здесь, были написаны ещё в 6 веке. Представлен и позолоченный саркофаг, подаренный монастырю российской императорской семьёй в 1860 году.
     Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса. Эта мозаика в итальянском стиле – самая ранняя и одна из лучших мозаик православных церквей.
       Небольшая и плотно застроенная территория монастыря окружена гранитными стенами, не обветшавшими за 14 с половиной веков. Толщина их 2-3 метра, высота 10-20 метров.
          В 1951 году к южной стене изнутри было пристроено здание, в котором размещаются библиотека, галерея икон, трапезная и резиденция архиепископа. По числу и ценности рукописей (их 3000) библиотека уступает только Ватикану. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны 5000 книг, начиная с первых десятилетий книгопечатания.
     В галерее икон находятся 150 из 2000 икон, составляющих уникальную коллекцию монастыря, которая, увы, недоступна для обозрения обычным посетителям обители. Что и говорить, ценности огромные. Поэтому не случайно на пути встретились три блок-поста полиции, вооруженной пулемётами. Правда, проверок документов не было. Подходившему стражу порядка шофер в открытое окошко, как пароль, бросал: «Катрин, русси!», и автобус мчался дальше…
     По выходе из монастыря с другой стороны осматриваем сад, за которым ухаживают монахи (насельников до 30 человек из числа греков) и монастырские слуги-бедуины. В саду культивируются оливковые и абрикосовые деревья, сливы и вишни, выращиваются овощи. Внутри сада устроено небольшое монастырское кладбище, примыкающее к склепу – хранилищу костей монахов, умиравших на протяжении веков. Покойников сначала закапывают на кладбище, где каменистый грунт. Затем их истлевшие останки выкапывают и складывают в кучи (черепа – отдельно). Этот старинный обычай имеет духовный смысл: постоянно напоминать о бренности бытия.
       По окончании экскурсии нас ждал обед в ресторане, входящий в стоимость путевки – 45 долларов. А также катание на верблюдах за отдельную плату. Ещё с 25-ю «зелеными» расстаемся добровольно: отдаем их за видеокассету, которую на следующий день привезёт нам в отель видеооператор турагенства. Это – наша самая дорогая покупка за время пребывания на гостеприимной земле Египта.
Геннадий Егоров
Опубликовано в газете «Панорама» (Псков), № 37 (222) от сентября 2002 года.
Сетевая версия - автора от марта 2012 года

Tags: Круглые даты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments